Наша школа |
ПСИХОСИНТЕЗ Что только не сковывает
и не связывает нас в нашей повседневной
жизни – мы жертвы иллюзий и фантазмов,
рабы неосознанных комплексов, бросаемые
из стороны в сторону внешними влияниями,
загипнотизированные обманчивой
поверхностью вещей. Не удивительно
потому, что человек в подобном состоянии
часто испытывает неудовлетворенность,
что он неуверен и неустойчив в своих
настроениях, мыслях и действиях.
Интуитивно чувствуя себя «единым целым»
и тем не менее находя
в себе «внутренний раскол», он
приходит в замешательство и не может
понять ни себя, ни других. Не удивительно,
что не зная и не понимая себя, человек не
управляет собой, вращаясь в кругу своих
ошибок и недостатков; вот почему многим
людям кажется, что их жизнь не удалась –
или, во всяком случае, была омрачена
болезнями души и тела, истерзана
сомнениями, разочарованиями и отчаянием.
Не удивительно, что иногда человек в
своем стремлении к свободе яростно
восстает против существующего положения
вещей, а иногда, пытаясь приглушить
внутреннюю боль, с головой уходит в
лихорадочную деятельность, отдается
разгулу страстей или пускается в
безрассудные приключения. Разрешить эту проблему
человеческой жизни, освободиться от
внутреннего рабства, осуществить
внутреннюю интеграцию, познакомиться с
истинным Я и вступить в правильные
отношения с миром – это нелегкая задача,
но она вполне разрешима. В достижении
этих целей вам помогут методики
психосинтеза, основная цель которых
состоит в том, чтобы высвободить энергии
высшего Я. 1.
Глубокое постижение своей личности. 2.
Контроль над различными элементами
личности. 3.
Постижение своего истинного Я –
выявление или создание объединяющего
центра. 4.
Психосинтез: формирование или
перестройка личности вокруг нового
центра.
Чтобы выбраться из ловушки, надо
знать, Увидеть целоеЧеловеку, который много лет искал Истину, сказали пойти в одну пещеру и разыскать там колодец. "Спроси у колодца, что есть Истина, - посоветовали ему, - и он тебе ее откроет". Найдя колодец, искатель задал ему этот фундаментальный вопрос. Из глубины пришел ответ: "Иди в деревню и там на перекрестке двух дорог ты найдешь то, что ищешь". Полный надежд и предвкушений, человек побежал в деревню и обнаружил на перекрестке три, ничем не примечательные, лавки. В одной торговали кусочками металла, в другой какими-то деревяшками, а в третьей - тонкой проволокой. По-видимому, к Истине все это никакого отношения не имело. Разочарованный искатель вернулся к колодцу, чтобы потребовать объяснений, но услышал: "Скоро ты это поймешь". Он попробовал возражать, но ответом было лишь эхо его собственных восклицаний. Рассердившись, что его оставили в дураках, - а именно так он тогда подумал, - искатель отправился дальше в поисках Истины. Шли годы, и история с колодцем постепенно забылась, когда одной лунной ночью он услышал звуки ситара. Музыка была прекрасной и исполнялась с великим мастерством и вдохновением. Глубоко тронутый ею, искатель истины почувствовал, что его влечет к игравшему на ситаре. Он смотрел на пальцы, танцующие по струнам, а затем стал рассматривать сам инструмент. И тут он неожиданно воскликнул от радости: ситар был сделан точно из таких металлических и деревянных деталей, какие он видел однажды в трех лавках, не придав им тогда никакого значения. Наконец он понял, о чем поведал ему колодец: нам уже дано все, что нам нужно; наша задача - собрать это воедино и использовать по назначению. Воспринимая отдельные фрагменты, мы не видим в них никакого смысла. Но как только фрагменты соединяются в одно целое, появляется новая сущность, природа которой осталась бы для нас скрыта, если бы мы ограничились рассмотрением отдельных фрагментов. Процесс такого синтеза - повсеместное явление как в мире природы, так и в мире людей: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Большой эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы. Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены ил вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Обнаружив, что процесс этот протекает естественным образом в каждом человеке, но зачастую бывает заблокирован, Ассаджоли приступил к разработке методов его высвобождения. Первоначально, он занимался психоанализом (в начале века Фрейд считал его одним из основных своих последователей в Италии), однако остался недоволен последним и разработал собственную систему, особое направление практической психологии, открытое для всех достижений, сделанных к тому времени в области образования, психотерапии и медицины. Он назвал эту систему психосинтезом. Подход Ассаджоли нацелен не просто на улучшение конкретных показателей (на повышение тонуса, усиление концентрации, углубление релаксации и т.д.) или на лечение в смысле избавления от чего-либо. Он нацелен на пробуждение целостности и формирование новой, более широкой структуры отношений в психике человека... ...Изменения в результате такой практики происходят постепенно. Много лет назад, впервые начав выполнять психосинтетические упражнения, я ожидал немедленного переворота. Но ничего особенного со мной, по-видимому, не произошло... И, только спустя некоторое время я осознал, что во мне произошли большие изменения. Впоследствии я наблюдал, что то же самое происходит у большинства людей, применяющих эти упражнения. Мы начинаем осознавать преобразования гораздо позже, чем они начинаются. У такой задержки есть причина: нашему бессознательному нужно время. Вот как говорит Ассаджоли: "Одной из главных функций бессознательного и в то же время одним из важнейших этапов обучения является обработка полученного опыта и усвоение воспринятого и изученного. Такая обработка, которую можно рассматривать как самое настоящее "созревание психического плода", имеет прямые аналогии с созреванием физического плода. Оба протекают в глубине, скрыто: одно - в материнской утробе, другое - в сокровенных уголках бессознательного, оба представляют собой непроизвольный автономный процесс, но настолько чувствительный и ранимый, что его можно легко сорвать внешними воздействиями; оба достигают своей заключительной высшей точки в кризисе и чуде "рождения", появления новой жизни." Понятие созревания напоминает уже присутствующие в нас силы. Эти силы обычно скрыты, но временами мы можем непосредственно наблюдать их работу. Эти силы медленно заживляют нанесенную эмоциональную травму; они придают нам неожиданную для нас стойкость в кризисной ситуации; они являют нам внезапное решение проблемы, о которой мы только что думали; они дают нам второе дыхание после периода усталости; производят в нас неожиданные и непроизвольные преобразования. Эффективность психосинтетических упражнений зависит от активации этих скрытых положительных сил... ...Важнейший действующий фактор - отношение, с которым они выполняются... Мы можем получить от них то, что хотим; сами же они нам ничего не дадут. Вторая серьезная ловушка - нарциссизм, полная поглощенность происходящим внутри себя при утрате какого бы то ни было интереса к другим людям и обществу в целом. Попавшись в эту ловушку забывают, что любые приемы, используемые для содействия личному росту, имеют ценность только в том случае, если влияют на наши отношения с другими людьми, и наоборот, межличностные отношения сами по себе могут быть главным стимулом личностного роста. Как говорил Мартин Бубер: "Человек становится "Я" через "Ты"; изолированный индивид неспособен к подлинному росту". Ощущение собственного величия - еще одна ловушка, в которую нетрудно попасть: кратковременная эйфория первого успеха порождает у нас ожидание немедленного, полного и постоянного результата. Заветное желание жить счастливо готово соблазнить нас, заставив поверить, что мы достигли большего. Чем в наших силах. Но добиться значимых результатов на пути самореализации можно лишь, сохранив реалистическое отношение к нашим человеческим ограничениям. Следует сознавать, как малы мы по сравнению с великим, как много в жизни у нас трудностей, как немощно порой наше тело и как изменчивы чувства, как легко мы поддаемся влиянию, как мало знаем, как часто случай смешивает наши планы, как сложна жизнь человека и как она по сути загадочна. Это не значит, что мы должны считать указанные факты неодолимым препятствием, напротив, осознание их может стать частью нашего становления и помочь нам глубже постичь всю полноту смысла человеческого бытия. По этой причине психосинтез ценит беспросветные периоды не меньше, чем ясные и радостные. Вместо того, чтобы обещать полное исчезновение препятствий, он подчеркивает важность их использования как ступенек к росту. Он склоняется скорей к сомнению и риску, нежели к гарантированной безопасности и экстазу. Он предпочитает творческий беспорядок обманчивой ясности заготовленных опытов. Он напоминает нам о необходимости усилия, равно как и недеяния. Он признает бесконечное многообразие человеческих существ и посему не обещает никаких стандартных результатов. Короче говоря, сознавая всю сложность человека и всю запутанность его жизненной ситуации, психосинтез не предлагает никаких универсальных рецептов. И когда от него требовали таких рецептов, Ассажджоли отшучивался: "Вселенная вышла такой сложной не по моей вине". Все это подводит нас к рассмотрению самой большой и, пожалуй, самой общераспространенной опасности на пути саморазвития: односторонности. Когда мы развиваем какую-то одну свою часть в ущерб всем остальным, - будет ли это тело, чувства, "духовность" или что-то еще, -0 часть эта наделяется властью, которая ей не принадлежит по праву. Она может обрести демонические черты и превратить нас в ограниченных или даже фанатичных существ. Здоровое и уравновешенное развитие человека распространяется во всех направлениях: оно напоминает скорее шар, нежели прямую линию. Именно по этой причине психосинтез пытается учитывать все подлинно важные измерения человеческой жизни, забвение которых лишает ее полноты и смысла: выражение воли и проявление самостоятельности; оттачивание интеллекта; наслаждение красотой; развитие воображения; пробуждение интуиции; постижение любви; раскрытие Я и его назначения.
П. Феруччи. Кем мы можем быть Из книги: Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: "REFL-book", 1994. - С. 52-57. Психосинтез Ассаджиоли. Карта психики."В одном мгновенье видеть
вечность, Принцип подобия и единства, правящий во Вселенной, отражен во многих религиозных и философских концепциях. Поэтический образ ожерелья ведического бога Индры, в котором нить жемчуга подобрана таким образом, что в каждой жемчужине можно увидеть отражение всех остальных, является прекрасной иллюстрацией этого принципа. В познании человеком реальности можно выделить три основных направления: движение вглубь себя и осознание сущности воли и чувств; изучение внешних законов существования; и, наконец, стремление узнать как мир внутренний, так и внешний. Таким образом, познание собственной реальности помогает лучше узнать реальность окружающего мира и наоборот. Религиозно - мифологические воззрения на природу, человека и Вселенную отличаются необычайным многообразием и пестротой сюжетов, образов и понятий. В то же время из этой, казалось бы, необъятной и разнородной массы, достаточно отчетливо выделяется несколько основополагающих и универсальных космологических идей, в той или иной мере присущих большинству народов и культур. Такова, например, концепция "многоэтажной Вселенной". В ней Вселенная предстает в виде здания, верхние этажи которого соответствуют небесам, населенным богами, средние - Земле, обиталищу людей, нижние - злым духам. Подобные представления обнаруживаются в Античной Греции, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, центральной Азии, а также отражены в религиозных традициях других регионов. В концепции многоэтажной Вселенной присутствует два мира: один - реальный, физический мир, в котором живут люди, и второй - фантастический, невидимый - "иной", - мир богов и духов. Такое подразделение лежит в основе всякой религии вообще и, по - видимому, является одной из древнейших идей. Подобные представления находят свое отражение в карте внутренней реальности личности, представленной итальянским психиатром и основателем психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Так называемая диаграмма "яйцо" рисует картину человеческой психики в целом как открытую систему. Три горизонтальные части овала есть наше прошлое, настоящее и будущее. Карта внутреннего мира человека – “яйцо” Ассаджоли
Все линии на карте выполнены пунктиром, резкие границы между сознательным и бессознательным отсутствуют, что указывает на отсутствие препятствий для взаимодействия уровней "видимого и невидимого". 1. Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью и эмоциональными комплексами; представляет, главным образом, прошлое нашей психики, присутствующее в ней в форме подавленных комплексов и давно забытых воспоминаний. Низшее бессознательное является начальной или исходной нашей частью. В него входят:
От содержания этой области мы активно защищаемся. 2. Среднее бессознательное - предсознание -область, где пребывают те наши психологические навыки и состояния, которые могут быть легко перенесены в поле сознания. Здесь находятся психические элементы, свободно проникающие в бодрствующее сознание. Это нейтральная зона или "камера хранения" содержаний, не нужных нам в настоящий момент. Наше эволюционное будущее - сверхсознательное - еще не познанные нами возможности, - содержится в области так называемого сверхсознательного. По словам Ассаджиоли, "из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь; источник таланта, а также состояний созерцания, просветления". Это область духовного влечения человека к творчеству, красоте, гармонии. Это источник высших чувств, состояний просветления, высших психологических и парапсихологических функций и духовной энергии. Различие между низшим и высшим бессознательным - это вопрос развития, а не морали (хорошо или плохо). Низшее бессознательное названо низшим потому, что является исторически исходной частью. Оно не плохое, оно просто более раннее. Сверхсознание включает то, чего мы можем достичь в процессе развития. Это может остаться просто возможностью, но может стать живой реальностью. 4. Поле сознания или круг осознания, который включает в себя все, что мы осознаем в себе в настоящий момент. Это изменчивые содержания нашего сознания, представляющие непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных нашему наблюдению, анализу, оценке. 5. Сознательное "Я" - центр нашего сознания, который воспринимает все перечисленные уровни. Оно формируется постепенно в течение всей жизни. Кто воспринимает все перечисленные уровни? Это делает "я" - личное "я", представляющее собой точку чистого самосознания, центр нашего сознания, точку координатора, погруженную в поток содержаний сознания. Сознательное "я" не равно полю сознания. Изменчивые содержания сознания - это одно, а центр сознания - "я" - другое. Я - это не то, что отражает сознание. Существующее между ними различие подобно разнице между освещенной зоной экрана и проецируемым на экране изображением. Поэтому "я" не должно отождествляться со сменяющимися содержаниями сознания. 6. Наше личное "я" представляет собой отражение или проекцию надличного, высшего ноуменального "Я", единого со всей вселенной на поле личности, обитающей в данном пространстве. Сознательное "я" не только погружено в поток содержаний сознания, но и "теряется", когда мы засыпаем, падаем в обморок, под воздействием наркоза и т.п. Но когда мы "приходим в сознание", "я" неизвестно откуда появляется вновь Можно предположить, что существует некий центр - истинное "Я", проецирующий "я" в сознание. Высшее я пребывает над потоком мыслей и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Существуют много численные свидетельства мистических переживаний людей - представителей совершенно разных культур, которые переживали себя как нечто большее, чем личность. Это расширенное, надличное самосознание и определяется термином Высшее "Я" - оно представляет собой совокупность возможностей человеческого развития и служит связующим звеном между индивидуальными и всеобщими процессами, выступая источником надличных качеств, присутствующих в высшем бессознательном индивида. Отождествление с высшим (трансперсональным) "Я"- событие достаточно редкое; для одних это - итог многолетней работы над собой, для других - спонтанный необычный опыт (например, клиническая смерть, душевное потрясение). Сохраняя чувство индивидуальности, высшее "Я" живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются отступают на задний план, на периферию более широкого целостного видения. Высшее "Я" - это трансформация сознательного "Я" на более высоком уровне. Постижение высшего "Я" - признак духовного совершенства. По сути дела, личное "я" и высшее "Я" - одно и то же, переживаемое на разных уровнях, и деление на личное и надличное "я" весьма иллюзорно. Личное "я" - бледное отражение, и задача состоит в том, чтобы максимально приблизить это отражение к своему светоносному источнику. Поскольку личное "я" является отражением надличного "я", постольку в личном я, в центре осознания отражаются и надличные качества. Поэтому надличные переживания у различных людей одни и те же - они становятся каналами, проводниками энергии любви, света и радости. Протекая сквозь нас, эти всеобщие энергии индивидуализируются, принимают личную форму. Мы индивидуально окрашиваем эти трансперсональные переживания. 7. Наша психика, представляющая открытую систему, не изолирована, ее омывает море, которое Карл Юнг называл "коллективным бессознательным". По Юнгу, коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны… Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира". Коллективное бессознательное - аналог клеточной мембраны, где осуществляется обмен между органом - реальностью, и клеткой - "я". |
|