Наша школа

      

СУБЛИЧНОСТИ.

Одно из самых вредных заблуждений - представление о себе как о неделимом, неизменном и во всем последовательном существе. Мы можем легко убедиться в своей многозначности, осознав, как часто мы меняем привычную, поэтому жизнь временами кажется нам болотом,  временами - гонками, приключением, кошмаром, загадкой, праздником и т.д. Различные модели мира, шаблоны нашего сознания по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них у нас есть соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, привычек и мнений. Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как мы будем называть ее, субличность.

Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы , зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

Будучи в состоянии различать свои субличности, можно относительно ясно увидеть картину своей внутренней жизни.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отделить себя от нее и наблюдать со стороны. Это дает относительную свободу, поскольку над нами властвует то, с чем мы себя отждествили. Поскольку мы все склонны отождествлять себя - становиться одним и тем же - с той или иной субличностью, мы начинаем считать себя ею и верить, что мы есть она и ничто иное. Что значит быть пленником субличности? Это значит, что она навязывает нам свойственные себе стереотипы и не допускает других. Но если какая-то установка или форма отношения к происходящему оказывается единственной для меня возможной, она становится нетерпимостью. Если какая-то форма поведения оказывается для меня единственно возможной - она становится вынужденной. Если какая-то точка зрения становится для меня единственной - она становится шорами. Разотождествление является разрывом с этой иллюзией и возвратом к себе. Нередко это сопровождается чувством просветления и освобождения.

До того, как мы приступили к работе, субличности - это миры, почти не связанные между собой, которые не принимают во внимание и не понимают друг друга. Но едва их пронизывает осознание, как между ними начинают устанавливаться связи. Осознание не только освобождает, но и объединяет - словно лед тает между населяющими личность обитателями, и они сливаются между собой, сохраняя в то же время свои изначальные черты..

Субличность - определенная сосвокупность установок, стереотипов поведения, верований, влечений и т.д., образ, несущий не только смысловую, но и энергетическую нагрузку. Различные субличности представляют разные формы единой энергии.

Субличность - это психоэнергетическое образование, и в соответствии с универсальным законом о неуничтожимости энергии, энергию (субличность) нельзя уничтожить. Разрешение энергетического конфликта состоит в преобразовании субличности. Чем больше мы пытаемся избавиться от того, что нас не устраивает, тем больше оно выходит наружу, обостряя конфликт. Поскольку энергия неуничтожима, ее подавление приводит лишь к тому, что она находит свое проявление в других областях жизни. Так что мы занимаемся перераспределением энергии, вместо того, чтобы преобразовывать ее. Конфликт между субличностями преодолевается на пути объединения, интеграции конфликтующих сторон.

 

Рассмотрим диаграмму: это состоящее из субличностей поле нашего сознания. Находясь в поле сознания, мы имеем возможность вводить в него как подсознательные, так и сверхсознательные элементы. В центре поля находится "я". И все это составляет единое целое.

Некоторые субличности более близки к осознанию, некоторые удалены от него, некоторые находятся в инстинктивной, подсознательной зоне, некоторые в области сверхсознательного.

Каждая из субличностей состоит из известных 3-х уровней - подсознания, сознания и надсознания. Каждая субличность имеет высшее "Я" и витальную энергию, расположенную в нижней части карты. И только из центра 4 можно управлять этими энергиями.

 «Я» каждого человека содержит в себе первичные «я», отрицаемые или подавляемые «я» и недоразвитые «я». 

Первичные «я» — это те «я», которые стоят на поверхности сознания и руководят действиями человека в соответствующих ситуациях. Они, в основном, представляют из себя правила и нормы поведения в обществе и направлены на выживание индивида. Если взять в качестве примера компьютер, тогда первичные «я» можно сравнить с теми основными и вспомогательными программами, которые помогают компьютеру решать поставленные перед ним задачи.

Первичные я  обладают в нашей жизни очень большой силой и влиянием. Фактически они есть то, с чем человек себя отождествляет. Вселенная часто становится недружественной к нам, именно когда мы отождествляемся с правилами поведения, то есть с первичными я. Первичные я возникают как условный ответ на отрицание чего-то. Например, если вы отрицаете слабость, то создаете силовую субличность.

Хотя они и стоят на поверхности сознания, человек все равно не осознает этого, потому что он отождествляет себя с ними. Можно утверждать, что человек — марионетка в руках этих «я»; как они говорят ему, так он и поступает. Как рыба не знает, что она плавает в воде, пока ее не вытащишь и не покажешь ей воду, так и человек не способен увидеть, что им руководит какая-то из субличностей. 

Вторичные или отделенные я находятся в подсознании. Они по тем или иным причинам отрицаются человеком. В силу ряда обстоятельств у всех них стоит оценка “плохо”, поэтому человек всячески избегает иметь с ними дело, подавляя их в себе и не выпуская на поверхность сознания. Наверное, родители играют самую важную роль в формировании этих я. Отрицаемые «я» — это те чувства, мысли и энергии, которые человек подавляет в себе с помощью первичных «я». Первичные «я» считают, что выход отрицаемых «я» на поверхность сознания и позволение им действовать по собственному усмотрению может грозить большими неприятностями или даже гибелью. Например, многие люди боятся открыто проявлять свою сексуальность. Если это произойдет, за этим может последовать нечто страшное, считают они; дальше первичные «я» рисуют человеку, что именно может произойти и как это ужасно.

Недоразвитые я — это то, в чем мы чувствуем в себе недостаток, и то, что стремимся развить. Недоразвитые «я» — это те энергии, которые человек не развил в себе. Например, когда вы видите перед собой взрослого человека, который ведет себя беспомощно, подобно ребенку, вы с большой долей вероятности можете утверждать, что его энергия взрослого человека, который берет ответственность за жизнь на себя, недоразвита. 

Существует также понятие оперативного я. Это я часто включает в себя все первичные субличности — либо это один контролер.

Как все это происходит, как зарождаются субличности? Это происходит в глубоком детстве, с самого рождения, а может быть, еще и в утробе. Ребенок, рождаясь, является беззащитным, уязвимым и полностью зависимым от взрослых. Так он начинает понимать, что ему необходимо установить какой-то контроль над окружением, чтобы избежать неприятных ощущений. Начало контроля обозначает начало развития личности, потому что контроль означает уход от беззащитного и уязвимого состояния и приобретение силы.

Состояние открытости миру, а, следовательно, уязвимости, и есть наше первоначальное «я». Чем больше мы развиваем в себе контроля и силы, тем дальше уходим от нашего начального «я»; часто мы полностью теряем с ним связь. И это самая огромная потеря, которую мы можем перенести, потому что с установлением контроля и обретением такого рода силы в нашей жизни начинается самый настоящий ад. 

Как развивается контроль? Например, ребенок понимает, что его мама счастлива, когда он улыбается. Он начинает чаще улыбаться и наслаждается наградой, которая за этим следует. Потом он узнает, что за улыбкой не всегда следует награда, что его могут и наказать. Например, он, улыбаясь, разбил самую дорогую вашему сердцу кружку или вазу. В начале жизни ребенка всячески поощряют ходить в туалет, а потом ругают и наказывают, если он сделал это в штаны. За проявление гнева, агрессии, лжи, жадности, силы, слабости, сексуальности и др. ребенка тоже могут или поощрить, или наказать. Например, мальчиков поощряют быть сильными и наказывают, если они проявляют слабость; с девочками, как вы знаете, обычно поступают наоборот. В зависимости от того, какие правила устанавливают родители и окружение ребенка, так он и развивается, расщепляя себя, подавляя одни энергии и культивируя другие.

Конечная цель работы с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих маленьких "я". 

Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно научиться быть гибким, чтобы не зависеть от субличностей, но в то же время и не подавлять их самовыражения и не игнорировать их потребности. Иными словами - уметь им сочувствовать.

 

 

 

К началу раздела ] [ Субличности ] "я" как центр нашей личности ] Высшее "Я" ] Техники психосинтеза ]

Используются технологии uCoz