По
едва приметной, тропинке среди
молодого сосняка с моим провожатым
мы поднялись на площадку скалы.
Отсюда, словно со штурманского
мостика судна, на юг открывалась
слепящая даль Белого моря, направо и
налево разбегались каменистые пляжи
с бухточками и глубоко врезавшимися
в материк губами, скрытыми за густыми
сосновыми борами. Здесь же, у моих ног,
частично заросшая вереском и мхом,
лежала выложенная из небольших
камней двойная спираль около пяти
метров в диаметре один из знаменитых
каменных лабиринтов, которые уже
много веков тревожат воображение
человека.
Как
их только ни называли! "Вавилоны",
"игра святого Петра", "девичьи
пляски", "дороги великанов",
"Троянский замок", "падение
Иерусалима", "Ниневия", даже...
"Лиссабон"! Видя загадку
глубокой древности, люди во что бы то
ни стало хотели найти ей объяснение.
Создание этих каменных спиралей в
Англии приписывали кельтским жрецам-друидам;
в Швеции и Норвегии гномам и троллям.
На Белом море их называли "вавилонами",
в Северной Европе - "плясками фей".
Везде они рождали легенды, ничего
общего не имевшие с исторической
действительностью. Но самое главное -
их было много. На каменистых мысах
Белого и Баренцева морей, в глубине
фиордов Норвегии, на скалах южной
Швеции, в шхерах Финляндии и дальше,
вплоть до Британских островов - везде
лежат эти странные сооружения,
неизменно повторяющие друг друга.
Различия между ними есть, но очень
незначительные: круг, овал, редко
прямоугольник. Двигаясь между
извивами каменной спирали, каждый
раз совершая почти полный, однако так
и не замыкающийся круг, попадаешь в
центр лабиринта, откуда уже нет
выхода. Сам центр обычно обозначен
чуть возвышающейся горкой камней или
отдельным крупным камнем - и ничем
больше.
Иногда
лабиринты расположены поодиночке,
подвое, по-трое; иногда они образуют
полукруг, внутри которого находятся
каменные кучи различного размера и
вида, напоминающие погребальные
сооружения. Помню ни с чем не
сравнимое ощущение восторга и
потрясения, когда впервые попав на
Большой Заяцкий остров,
расположенный в Соловецком
архипелаге Белого моря, и поднявшись
на вершину венчающего его холма я
увидел перед собой лежащие
полукругом гигантские, более
тридцати метров в диаметре каменные
спирали, поросшие вереском и
ягодником. Они были сложены не из
отдельных камней, а из щебня и гальки,
включая более крупные валуны,
поднимались над землей иногда до
полуметра и своими плавными изгибами
как бы вбирали, втягивали в себя
взгляд человека. Внутри этого
полукруга находилось и другие
каменные сооружения: черные от
многократно возрождавшегося и
отмиравшего лишайника каменные
курганы, поставленные на ребро
плоские валуны, образующие каменные
ящики-дольмены... На возведение всего
этого требовалось множество рабочих
рук и множество времени.
Но
когда были созданы эти лабиринты? Для
чего? Кто был их строителями?
Несмотря на успехи археологической
науки, сумевшей разгадать много
загадок, оставленных нашими предками
на Севере Европы, каменные лабиринты
упорно не хотели раскрывать свою
тайну. Под ними искали погребения - и
напрасно, потому что под камнями и в
центре лабиринтов оказывалась или
голая скала, или же нетронутый
галечник. В их спиралях хотели найти
остатки костей, черепки от древней
посуды или каменные орудия труда,
которые могли бы указать на время их
создания и на
типичный
облик материальной культуры их
строителей. Но каменные спирали были
в полном смысле слова пусты, как если
бы они были "игрой природы", а не
точными, основанными на безупречных
расчетах сооружениями.
Естественно,
все это вызывало к жизни самые
различные гипотезы и предположения.
Изображения лабиринтов выложены на
полу некоторых ранних средневековых
церквей в Швеции? Следовательно, они
и возникли в раннем средневековье,
когда распространялось христианство,
будучи выражением каких-то его идей:
например, они могли напоминать
верующим о трудном пути грешной души
к спасению... Но для чего их так много
и почему они встречаются часто
группами, притом обычно довольно
далеко от церквей и селений?
Другие
исследователи подходили к загадке
лабиринтов более прагматически. Они
расположены на морском берегу?
Следовательно, лабиринты связаны с
морем и рыболовством, тем более, что
многие из них находились вблизи
рыболовецких тоневых участков.
Исходя из таких наблюдений,
ленинградский археолог Н.Н.Гурина, а
за ней карельский краевед И.М.Мулло,
предположили, что каменные лабиринты
являются моделями древнейших
рыболовных ловушек. Они должны были
напоминать рыбакам, как строить при
отливе на обнажающемся морском дне
такой же лабиринт из переплетеных
кольев и ветвей, в который зайдет
рыба, чтобы остаться там на отливе.
Правда, зачем рыбе заходить в такую
ловушку, они объяснить не могли, как и
то, почему требовалось делать такое
количество гигантских "моделей"...
Ну, а когда такие же лабиринты стали
находить в глубине Кольского
полуострова, даже самым упорным
сторонникам "производственного
характера" этих сооружений
пришлось отказаться от своих
фантазий.
И
была еще одна, казалось бы,
совершенно неразрешимая загадка: на
некоторых древнегреческих монетах,
происходящих с острова Крита,
оказывалось точное изображение
именно такого северного лабиринта! С
одной стороны, в этом не было ничего
особенного. Как известно, само слово
"лабиринт" в европейскую
культуру проникло через
древнегреческий миф о Тезее и
Ариадне, то есть получено было именно
с Крита. Согласно преданию, этот
Лабиринт, т.е. подземное или
наземное помещение со множеством
проходов, комнат, тупиков, в которых
терял ориентировку попавший туда
человек, был построен легендарным
мастером Дедалом для Миноса, царя
Крита. Последний поместил туда
Минотавра - человека с головой быка,
которому ежегодно приносились
человеческие жертвы. Тезей спустился
в Лабиринт, убил Минотавра, освободив,
таким образом, родные Афины от
позорной дани, и сумел найти обратный
путь с помощью прикрепленной ко
входу нити, который дала ему Ариадна,
дочь Миноса, рассказав о тайне
Лабиринта.
Что
представлял собой критский лабиринт,
никто не знал до тех пор, пока А. Эванс
не начал раскопки на Крите, обнаружив
огромный дворцовый комплекс,
состоявший из сотен помещений. Тогда
было решено, что под "лабиринтом"
подразумевалось именно это
сооружение, в котором ничего не
стоило заблудиться, а все остальное -
только поэтический вымысел. Но
решение оказалось слишком простым.
Двойная спираль на древних критских
монетах точнейшим образом повторяла
рисунок каменных лабиринтов на
скалах Севера, показывая, что древние
греки под лабиринтом понимали то же
самое, что и мы. Только вот откуда они
взяли эту спираль и какой смысл
вкладывали в этот рисунок? Ведь
ничего подобного ни в самой Греции,
ни на Крите обнаружено не было!
Первый
шаг к решению загадки северных
лабиринтов еще в 20-х годах нашего
века сделал археолог Н.Н.Виноградов,
будучи заключенным Соловецкого
концлагеря или, как его тогда
называли, Соловецкого лагеря особого
назначения (УСЛОН). В то время на
Соловецких островах был собран цвет
российской научной интеллигенции,
которой позволяли вести научную
работу и даже здесь же, на Соловках,
публиковать свои труды в журнале,
выходившем тиражом в 200 экземпляров.
Виноградов обошел Соловецкие
острова, обмерил и зарисовал все
встреченные им каменные сооружения -
лабиринты, разрушенные гробницы,
отдельно стоящие камни, каменные
кучи - и выяснил, что все они связаны
между собой. Одну из каменных куч в
кольце лабиринтов он разобрал, но
ничего под нею не нашел, как не нашел
ничего позднее А.Я.Брюсов, тоже
пытавшийся решить эту загадку.
И
все же, исходя из местоположения всех
этих комплексов, Виноградов пришел к
выводу, что лабиринты - не
погребальные сооружения, а -
жертвенники, гигантские алтари,
оставленные каким-то народом
древности. И связаны они с миром
мертвых. По этим спиралям,
приближаясь к центру и совершая все
новые и новые повороты, должны были
проходить не люди, а души умерших,
чтобы "потерять ориентировку" и
уже никогда не найти выхода назад, в
мир живых. Эта блестящая догадка
полностью подтверждалась всем тем,
что нам известно о критском
Лабиринте, поскольку путь по его
закоулкам являлся для каждого
попавшего туда путем к смерти, в
подземный мир, где его ожидал
Минотавр. Другими словами, каменный
лабиринт являлся жертвенником,
открывавшим душам умерших вход в "потусторонний
мир", как мы привыкли говорить,
понимая его теперь как мир иных
пространств и измерений. Правда,
прежде чем принять столь смелую
гипотезу (и окончательно отбросить
"производственную" гипотезу
Гуриной-Мулло), следовало сначала
доказать, что каменные кучи внутри
полукруга лабиринтов на Большом
Заяцком острове - действительно
погребальные памятники, хранящие (или
хранившие) под собой останки тех
людей, души которых совершали свое
последнее путешествие между
каменными спиралями.
Подтвердить
эту гипотезу удалось только много
лет спустя архангелогородскому
археологу А. А. Куратову, который
следом за Н.Н.Виноградовым занялся
изучением этих интереснейших
памятников Русского Севера. Раскопав
со всем тщанием одну из каменных куч
в кольце лабиринтов на Большом
Заяцком острове, Куратов обнаружил
под ней еще не до конца истлевший
обломок обожженной человеческой
кости, но главное - несколько отщепов
кварца, явно вышедших из рук человека.
Значение
этой находки может оценить только
археолог. Дело в том, что хотя кварца
на Севере очень много, весь он
предстает в природном своем
состоянии - в жилах, в виде скатанных
ледниками валунов или морскими
волнами гальки. Первобытные
обитатели этих мест, в отличие об
жителей других территорий, делали
свои орудия не из кремня, которого на
берегах Белого море практически нет,
а из кварца. Поэтому отщепы кварца, не
говоря уже о собственно кварцевых
орудиях абсолютно точно указывают
здесь на деятельность человека. Что
же касается отсутствия костей, с чем
столкнулись при раскопках все
предшествующие исследователи, то,
как правило, в условиях приполярного
климата не сохраняются не только
кости, но и даже обломки керамической
посуды, поскольку обжиг ее в кострах
оставлял черепок рыхлым и не
способным противостоять
тысячелетним воздействиям мороза и
влаги.
Находка
Куратова не просто подтверждала, что
каменные кучи около лабиринтов -
остатки древних захоронений; она
помещала весь комплекс этих
сооружений в соответствующую
историко-культурную "нишу", .
связывая его с так называемой "культурой
арктического неолита", стоянки
которой были известны археологам
примерно на той же территории, что и
лабиринты, в том числе и на
Соловецких островах, примерно в V - I
тысячелетиях до нашей эры. Это
подтверждало и нахождение ряда
лабиринтов на Мурманском побережье
Кольского полуострова рядом со
стойбищами людей "арктического
неолита", открытыми еще Н.Н.Гуриной.
Казалось
бы, загадка решена и гипотеза
Виноградова блестяще доказана. На
самом деле, загадок оказалось больше,
чем раньше. Во-первых, гипотеза
Виноградова объясняла только
лабиринты на Большом Заяцком острове,
тогда как на Анзерском острове, да и в
большинстве мест, где они были
найдены, никаких каменных куч рядом с
ними не наблюдалось. Трудно их было и
посчитать "входами в царство
мертвых", потому что в ряде случаев
их находили, как я уже сказал, рядом с
жилищами живых, а то и вообще в
одиночестве, не сопровождаемых
остатками поселений или могильников.
Их можно было посчитать просто
жертвенниками, каким, по-видимому, и
был критский лабиринт спрятанный в
комплексе храмовых зданий, но, на
самом деле, являвшийся такой же
каменной спиралью. Однако ни то, ни
другое не могло объяснить
необходимость постройки сразу
нескольких лабиринтов в одной
географической точке или при одном
поселении - сезонном - древних
рыбаков и морских охотников, какими
были люди "арктического неолита".
Во-вторых,
и это весьма примечательно, каменные
лабиринты на Севере появились на
всей территории как бы одновременно,
причем много позднее, чем
сформировалась археологическая
культура, с которой они оказываются
связаны впоследствии. Дело в том, что
изучая местоположение каменных
лабиринтов относительно уровня моря
ученые заметили, что подавляющее их
большинство расположено на уровне
первой морской террасы,
сформировавшейся не ранее III
тысячелетия до нашей эры, тогда как
последние лабиринты по своему
положению могут быть датированы
концом II тысячелетия до нашей эры. А
это означает, что время постройки
каменных лабиринтов на Беломорье
примерно совпадет со временем
сооружения других мегалитических
построек Северной Европы - в Англии (Стоунжендж
и др.), Бретани, Испании, Швеции,
являющихся одной из величайших
загадок истории Земли и Человечества.
В
самом деле, мы выяснили как могли
быть возведены гигантские каменные
постройки древности, установили для
многих из них, какие астрономические
явления и небесные координаты они
отмечают, с какими народами (или
культурами) могут быть связаны во
времени. Однако до настоящего
времени ни один из их исследователей
не смог высказать сколько-нибудь
обоснованного предположения зачем
этим людям нужны были такие
обсерватории и такие наблюдения! В
самом деле, для чего? Мы не можем
ответить на этот вопрос так же, как не
можем ответить на вопрос о
происхождении тех или иных
магических ритуалов, дошедших к нам
из древности, жестов жрецов-священников
и обрядов, остатки которых этнографы
изучают у остановившихся в своем
развитии племен.
В
отношении же беломорских каменных
лабиринтов мы обнаруживаем еще одну
загадку: поскольку основное
святилище с лабиринтами находится на
Соловецких островах, оно должно было
принадлежать морским охотникам и
рыболовам, которые только и могли
добраться сюда с материка. Все это
так. Но эти же охотники и рыболовы
оставили на прибрежных скалах реки
Выг на Карельском берегу Белого моря
обширные "каменные полотна" -
множество наскальных изображений,
всесторонне освещающих их быт, охоту,
морской промысел и многое другое.
Однако в этой широчайшей "картинной
галерее" нет главного -
изображения лабиринтов. Может быть,
их запрещалось изображать? Но почему?!
Я
не могу ручаться за точность всего
последующего, потому что это даже не
попытка ответить на поставленные
вопросы, а всего только размышление
над загадкой - размышление о тех
направлениях исследований, которые
помогут нам приблизиться к решению
проблемы. Так вот... Изучая лабиринты
и все, с ними связанное, я обратил
внимание, что в Северной Европе, то
есть там, где несмотря на смены
населения, культурная
преемственность не прерывалась, как
у нас на Беломорье, не только
лабиринты, но и все без исключения
мегалитические сооружения легенды и
предания связывают с жизнью "маленького
народца": эльфами, феями, троллями,
кобольдами, гномами и т.п. жителями
"подземного мира". Больше того,
именно лабиринты в легендах и
сказаниях указываются как "входы"
в подземное (т.е. потустороннее)
царство, открывающиеся лишь тем, кто
или знал соответствующие заклятия,
или оказывался поблизости в момент
неожиданно открывшегося входа. И не
только входа, но и выхода, потому что
именно отсюда появлялись все эти
сказочные персонажи, жившие в мире,
закрытом или (по какой-то причине)
непригодном для жизни земного
человека.
Иными
словами, легенды прямо подтверждают
предположение о лабиринтах, как
зонами контакта или приемно-передаточными
станциями системы связи с каким-то
отличным от нашего миром, "каналами
связи" нашей реальности с
реальностью иного порядка, пусть
даже сказочной. С другой стороны,
четкая приуроченность именно
мегалитов, появившихся в Европе, как
мы знаем, в строго очерченном
хронологическом интервале,
приуроченном к III тысячелетию до
нашей эры, ко времени появления
сказаний о "маленьком народце,
ушедшем под землю", позволяет
думать, что в такой фольклорной форме
до нас дошло отражение встречи (палеоконтакт?)
тогдашних обитателей Земли с какими-то
пришельцами. Может быть - с
инопланетянами, может быть - с
обитателями параллельных миров,
какими-то космическими или
энергетическими феноменами...
Ответа
я не знаю и потому не хочу вдаваться в
область фантазий - они и так
возникают на стыке современных
знаний. Мы еще слишком мало узнали не
только о Земле, на которой живем, но и
о самих себе - о Человеке, как таковом,
его способностях и возможностях.
Наивно полагать, что сложенная из
случайно собранных камней спираль
может направить душу умершего
человека в "потусторонний мир".
Однако стоит исследовать, во-первых,
почему она имеет такую форму, как
заметил один из моих знакомых
физиков - классическую форму
приемопередающих антенн широкой
полосы частот, а во-вторых, чем схожи
места расположения каменных
лабиринтов друг с другом в
геофизическом отношении? Не
указывают ли они на какие-то
геоэнергетические аномалии,
позволявшие древним обитателям этих
территорий поддерживать друг с
другом связь на огромных расстояниях?
Звучит фантастично? Но разве меньшей
фантастикой выглядят
астрономические знания и вычисления
жрецов бронзового века, строивших
тот же Стоунхендж? А ведь он был
построен и как-то "функционировал"!
Я
не знаю, что послужило прототипом
каменного лабиринта - "канала
связи" между нашим и каким-то иным
миром, но этот прототип оказался
единым не только на обширном
пространстве северных морских
побережий, но и на Крите в том же
бронзовом веке - а это уже
достаточный предмет для постановки
задачи научного исследования. И я
очень надеюсь, что когда-нибудь эти
загадочные памятники истории Земли и
Человечества станут объектом
пристального исследования как при
помощи современной точной
аппаратуры, так и при участии людей,
обладающих экстрасенсорными
способностями, ибо здесь изначально
было задействовано и то, и другое:
встреча с чрезвычайно высокой, пока
еще загадочной для нас цивилизацией,
и угасающая в памяти поколений
северных аборигенов попытка
воспользоваться ее плодами, не
нашедшими реального тогда
применения.
Не
стоит надеяться, что первые
изыскания сразу же приведут к
решению загадки. Каменные лабиринты
выкладывали на скалах Севера, по
меньшей мере, на протяжении полутора
или двух тысячелетий - и мы пока не в
силах ответить на вопрос, какие из
них наиболее древние (то есть, "функциональные"),
а какие - поздние, (то есть,
подражательные). Между тем, это
существенно. В основе магии, все
равно, современной или первобытной,
лежит принцип подражания: действию,
явлению, ситуации. Знание, пусть даже
не полное, возникшее в результате
какого-то первоначального импульса
или полученной "информации",
очень скоро искажалось, исчезало из
памяти, оставляя только внешнюю свою
оболочку - действие. Так возникали
ритуалы, которые уже не несли в себе
"рационального зерна".
То
же самое должно было происходить и с
каменными лабиринтами,
первоначально отмечавшими места
каких-то геофизических аномалий на
поверхности земли, а затем
превратившиеся в такой же символ, как
крест в христианстве. И вот, что
особенно любопытно в этой связи.
Поколения исследователей каменных
лабиринтов ломали голову над
загадкой происхождения их названия -
"вавилон". В самом деле, ну
почему Вавилон? Почему этот город,
упоминаемый в Библии и только в самом
конце прошлого века обнаруженный
археологами, дал название этим
жертвенникам первобытности? Факт
этот столь же странен, как и
обязательное приурочение в Северной
Европе к лабиринтам фей, хранителей
секрета вечной молодости. Однако
именно последнее и дает объяснение. В
кельтской мифологии известен остров
(город) Авалон, где обитают феи, "остров
блаженных", который открывается
только избранным. Вряд ли можно
сомневаться, что поморское название
каменного лабиринта - "вавилон" -
является всего только слегка
искаженным кельтским термином,
перенесенным (но не осмысленным!) на
российскую почву. С другой стороны,
само название волшебного острова/города
оказывается производным от
кельтского слова "яблоко" (abal, atal),
что, в свою очередь, идеально
согласуется с наиболее
распространенной формой каменных
лабиринтов, очень похожей на
схематический разрез яблока. Если же
добавить, что в кельтских легендах об
"островах блаженных"
повествуется о замечательных
яблоках, дарующих бессмертие, то имя,
легенда и форма древнего жертвенника
оказываются столь тесно связаны друг
с другом, что всякие сомнения в
случайности подобного совпадения
отпадают: каменные лабиринты
издревле почитались указателями на
близость иных пространств и
измерений.
Так
может быть лабиринты и
сопровождающие их сооружения
действительно отмечают неведомые
для нас "каналы связи" Вселенной,
о существовании которых мы до сих пор
не подозревали?
|