Тайны и загадки
 
 

История лабиринта.

Идя по жизни, мы понятия не имеем, где окажемся завтра. Мы стремимся к цели, но не знаем, как ее достичь. Плутаем, рискуя оказаться в тупике. Ломаем голову: какую дорогу выбрать? Символ нашей жизни - лабиринт. История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека.


Возникшее на заре истории (первые изображения лабиринта обнаружены в верхнем палеолите 38.000 лет до н. э.) простое изображение лабиринта с петляющими дорожками было знакомо многим культурам. . Лабиринт интернационален. Неизвестно, какой народ придумал его первым. Где бы ни жил человек, в Перу или Швеции, в Англии или России, он представляет один образ: путаные дорожки, ложные ходы и тупики, долгожданный выход, который не найти без помощи Ариадны.

 Возраст глиняной таблички с рисунком из семи концентрических линий, которая найдена на греческом острове Пилос, а также сирийской глиняной посуды, украшенной изображением классического лабиринта  - 3,5-3,2 тысячи лет. Рисунки семикольцевых лабиринтов встречаются также на стенах пещер в испанской провинции Понтеведра и близ городка Вал-Камонике на севере Италии. Их же можно найти в Перу, Бразилии, Мексике, США.                                                   

Исцеляющая мандала индейцев навахо. США               Рисунок в пустыне Наска

Индейские племена тохоно о'отам и пима из американского штата Аризона сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом, который называют "дом Иитои" - в честь своего прародителя, дух которого покоится на вершине горы Бабокивари.

Примитивные формы лабиринта нередко выкладывались из камней или прорезались в торфе, и эта традиция жива и поныне.

Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других - наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Лабиринты могут запутывать, пугать и даже доводить до отчаяния тех, кто в них попадает. Кроме того, древние лабиринты имеют тесную связь с суеверными традициями и поверьями.

  Египетский лабиринт

Самой выдающейся постройкой египтян, были не пирамиды, как полагает большинство, а огромный лабиринт, который был построен рядом с озером Мойрис, известным сегодня как озеро Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил - в 80 километрах к югу от современного города Каира.

Описанный древним историком Геродотом египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и... крокодилов, которые в Египте считались не менее священными, чем правители. Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов.

Геродот писал: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт". Он добавил: "Лабиринт размерами превосходит... пирамиды". 

Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. После падения Египетской мировой державы впечатляющие колонны красного гранита, огромные каменные плиты и отполированный известняк были украдены и использованы для строительства других построек.

Критский лабиринт

Самый знаменитый лабиринт, безусловно, тот, что, по преданию, построил на Крите афинский скульптор Дедал. Лабиринт в Кносе на острове Крит  был построен позже египетского лабиринта. Критский лабиринт напоминал египетский, но его размеры были намного меньше. В I веке н. э. римский ученый Плиний заметил, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта.

Лабиринт - храм Зевса Лабрандского на Крите, т.е. Labrynthios, поскольку основным символом и атрибутом этого Зевса является топор (по греч. - labrys). Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется "лабрис". Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово "лабиринт", которым первоначально называли "дом двойного топора" - дворец царя Миноса.

Дедал был величайшим архитектором и изобретателем древности. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д. У Дедала был племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. Дедал видел в нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Ареопаг приговорил Дедала за это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец и лабиринт, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда.

Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра,
что означает "бык Миноса" - получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход.
Согласно мифу, Афины потерпели поражение в войне с Критом и каждые 9 лет афиняне должны были посылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, чтобы там их приносили в жертву Минотавру. Этих молодых людей отправляли в лабиринт, и, как предполагалось, там их съедал Минотавр. Но однажды юноша по имени Тесей вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Дочь Миноса Ариадна, полюбившая героя, втайне от отца дала ему острый меч и клубок ниток. Привязав один конец нити у входа и разматывая клубок, Тесей пошел вглубь дворца на бой с Минотавром. Меч Ариадны помог ему победить чудище, а ее нить - найти выход из Лабиринта. 

Так рассказывает древний греческий миф. В те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать.

За свою долгую историю критский Лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Однако жители острова долго помнили о знаменитом дворце - археологи нашли на Крите монеты, изготовленные примерно за 300 лет до рождения Христа, их украшало изображение Дедалова Лабиринта. Да спустя много веков после античности легенда о Минотавре не забыта. Вспомнить хотя бы серию гравюр Пикассо: "Слепой Минотавр", "Умирающий бык", "Минотавромахия", "Герника".

Сегодня о нем говорят с достоверностью благодаря английскому археологу А.Эвансу, прибывшему сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже мастистый ученый, оксфордский профессор, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым городом.

И Эванс начал раскопки.

…Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было предсказать даже приблизительно, что откроет следующий взмах лопаты и когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город.

Проходили годы, были открыты тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены. Из непостижимых глубин времени вставала цивилизация – настолько древняя, что даже для современников Гомера она была тысячелетней легендой. И когда Эванс – по праву первооткрывателя – дал этой цивилизации имя «минойская», никто не посмел оспорить его.

Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу - Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности.

После долгих лет раскопок и кропотливой реконструкции археологи сумели восстановить образ стройного архитектурного ансамбля. Вокруг просторного вымощенного камнем двора размером 50х50 метров были выстроены самые разнообразные сооружения. Этажи дворца опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников.

Тринадцать столетий строился Лабиринт – столько же, сколько существовала минойская цивилизация. На первый взгляд план дворца поражает своей хаотичностью – столь причудливо, бессистемно лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создававшегося более тысячи лет хаоса – единый замысел, сложнейшая архитектурно-художественная композиция, которая ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени.

Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места - она открывается только в движении, как лента времени, которую она изображает. Здесь нет привычных дворцовых анфилад – комнат и залов, нанизанных на единую ось. Помещения дворца как будто бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз открываются все новые и новые неожиданные пространственные формы.

Лабиринт и снаружи нельзя воспринять сразу, окинув одним взглядом – «движение» его внешних стен было столь же прихотливо, как и во внутренних покоях. К тому же он не был отгорожен от города стенами или пустотой дворцовой площади – он являлся продолжением сплетения его кривых улиц.

Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых дошли до наших дней яркими и свежими. В "тронном" зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин и мужчин, то диких животных и птиц, то морских животных - китов и дельфинов, один образ встречается с удивительным постоянством. Бык изображался в скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для церемониальных возлияний изготавливались в виде бычьих рогов, и алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен дворца археологи увидели фреску: две девушки и юноша играют с быком – юноша, на мгновение опередив его движение, опершись на его рога, делает стойку над его головой… . Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом.

Что это – неужели просто изображение эксцентричных гимнастических упражнений? Или документальное свидетельство мифа о Минотавре? Возможно ли такое совпадение реальности и мифа?

…Когда Эванса спросили, почему он почти сразу, не колеблясь, заявил о том, что открыл дворец Минотавра, хотя фактов, подтверждающих его версию, еще не было, тот ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории - мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?». Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов…».

Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте.

До сих пор не удалось прочитать ни одного знака из раннего критского письма ("линейного письма А"). Не расшифрованы и еще более древние критские иероглифы, с ними не могут справиться даже компьютеры. Ученые ничего определенного не могут сказать и о том, на какой основе выросла культура древнего Крита, его искусство, архитектура, политическое устройство, мировоззрение и религия, которая не знала храмов.

«Остров есть Крит посреди винноцветного моря прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной природой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов
В городе Кноссе. Минос управлял им в то время,
В девятилетие раз общаясь с великим Зевесом…»

Древнейшие ростки этой цивилизации прослежены на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры, когда на Крите появляется множество крупных поселений. Примерно в XXII веке до нашей эры поселения становятся городами. Наиболее могущественным из них становится Кносс – город на северном побережье острова. Именно в это время были заложены первые камни легендарного лабиринта – и отныне почти на тысячелетие вся судьба Крита и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца.

Майкл Эртон, который предложил свою модель критского лабиринта, пишет: "Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт". В свете такого понимания мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.

  Лабиринты в других краях .

Вскоре лабиринты появились у греков и римлян. Плиний упоминает о лабиринтах на острове Самос и на острове Лемнос в Средиземном море, последний был известен благодаря 150 прекрасными колоннами. Плиний также упоминает о роскошной этрусской гробнице, о которой еще раньше писал Варрон и в которой, якобы, находился подземный лабиринт.

В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., находилось, по крайней мере, два декоративных лабиринта. Один из них, Дом с лабиринтом, известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром. Писатель Марсель Брион утверждает, что это "аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия".

В итальянском городе Клузоне был построен очень запутанный лабиринт в гробнице этрусского царя Порсены.

Вслед за греками и римлянами лабиринты начали строить и другие народы.

Сегодня повсюду в Европе можно встретить много фрагментов мозаичных полов, выполненных в виде лабиринтов, которые были найдены во время раскопок римских вилл и гражданских построек.

Спиралевидные закутанные фигуры, вероятно культового назначения, выложенные на морском берегу из камней, нередки в Северной Европе (Дания, Швеция, Эстония, Россия). Встречаются также фигуры и на полях средневековых соборов (например, Шартрского), где их именуют «Иерусалимской дорогой», поскольку по ним должны были ползти на коленях кающиеся грешники. В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Есть мнение, что многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.

Изображение лабиринта можно увидеть и на Востоке - например, в храме Халебид в Майсуре (Индия) -  постройка XIII века н. э., отображает эпизод из эпоса "Махабхарата". А китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов. В Японии наибольшее распространение получили лабиринты из дерева, причем 150 из них были построены совсем недавно - в 1980-90-е годы.

В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье;в  европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.

В Европе особенное распространение  получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры. Так, жители польского города Слупска гордились своим лабиринтом, достигавшим 45 метров в диаметре! Здесь проводился традиционный костюмированный фестиваль местной сапожной гильдии - сапожники и их дамы сердца танцевали по извилистым ходам к центру "гиганта".

Иногда дерновые лабиринты выстраивались вокруг деревьев. Например, в английском городе Сафрон-Уолден до сих пор сохранилось такое сооружение, правда, ясень в его центре погиб. Архивная запись ХVIII века сообщает, что молодые денди сломя голову носились по дорожкам, стремясь быстрее соперников достичь девушки, прохлаждавшейся в тени ясеня.

Около Ганноверского (Германия) лабиринта с лаймовым деревом посередине устраивались народные гуляния. Дерновые лабиринты были хороши всем, кроме одного - они не отличались особой прочностью, и часто после особенно шумного празднества с ними можно было распрощаться! До наших дней дотянули лишь 11 подобных лабиринтов: 8 в Англии и 3 в Германии.

Каменные лабиринты были куда прочнее! Их выкладывали либо под открытым небом на земле или песке, либо в качестве украшений на полах дворцов, замков, церквей, театров и других публичных зданий. В последнем случае материалом для лабиринтов, как правило, служили цветные полудрагоценные камни или плитки. Однако находились богачи, которые позволяли себе лабиринты из драгоценных камней! Диаметр каменных лабиринтов составлял 3-12 метров.

Туристы по сей день любуются мозаичными лабиринтами в соборах Северо-Западной и Южной Европы, Северной Африки. Самое известное изображение лабиринта этого типа находится в соборе французского города Шартр. Мозаика была выложена в XIII веке, она представляет собой четыре соединенных между собой квадрата с семью резкими поворотами в каждом, при этом весь лабиринт можно пройти по одной непрерывной дорожке.]

Рисунок на полу готического храма

 

Живые изгороди.


Лабиринты с живой изгородью из деревьев и кустарников особенно пылко любили и любят англичане. История происхождения этих "головоломок" весьма пикантна. Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Острые языки утверждают, что Генрих не просто так создал украшение для своего сада. Якобы в центре лабиринта король построил особнячок для фаворитки Розамунды Клиффорд (отсюда и название). А поскольку никто, кроме самого монарха, до поры до времени не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы, любовники могли наслаждаться обществом друг друга, не опасаясь, что их уединение нарушит королева Элеонора или кто-то из слуг. Но блаженство Генриха II продолжалось недолго. Его жена оказалась умнее, чем он думал, и, воспользовавшись одним из методов разгадывания лабиринтов, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу.

Впрочем, все это не более чем легенда, не подтвержденная документально. Некоторые историки утверждают даже, будто лабиринты с живой изгородью возникли исключительно для того, чтобы защитить королевские поместья от диких животных. Но, как бы то ни было, Будуар Розамунды вдохновил англичан на создание множества других лабиринтов из кустов и деревьев, в которых с одинаковым успехом можно спасаться от зверей, устраивать амурные дела и просто бродить по тенистым аллеям.

Один из самых известных английских лабиринтов подобного рода - Хэмптон Корт - был построен, вернее, посажен в 1691 году. А прославил его... герой книги Джерома К. Джерома "Трое в лодке (не считая собаки)" Гарри, который заблудился именно в этом лабиринте. Сегодня тысячи туристов с разных концов света съезжаются в Англию с единственной целью - посостязаться с книжным героем. Кстати, все они в один голос заявляют, что Хэмптон Корт хоть и сложен, но не до такой степени, чтобы затеряться в нем без всякой надежды выбраться.

"Игрушки" с живой изгородью в Британии продолжали создавать и в двадцатом столетии. В начале века в поместье Хивер был разбит относительно небольшой (каждая из сторон 25 метров), но очень красивый лабиринт. В 1988 году в Лидсе высадили еще одну "живую изгородь" - 2400 тисовых деревьев - причем так, что дорожки лидсской "головоломки" образуют изображение королевской короны. Для большего эффекта по углам "путаницы" были установлены башни и бастионы. Но самое примечательное в этом лабиринте - выход. Пройдя к центру вполне обычным способом - по аллеям, посетители совершают обратный путь... по подземному гроту, специально устроенному для этой цели. Вход в грот находится на холмике, одновременно служащем смотровой площадкой. Впрочем, может случиться так, что посетители лабиринта в Лидсе никогда не найдут путь к гроту!

К числу "юных" относится и самый большой в мире "символический" лабиринт, находящийся в саду английского замка Бленхайм. Его длина составляет 88 м, ширина - 55,5 м. А символическим он назван потому, что на его "стенах" несть числа геральдическим знакам Британской империи.

Ну а 1991 год в Великобритании был провозглашен... Годом Лабиринта. И то верно! Лабиринтов во владениях Ее Величества Английской королевы так много и они столь любимы, что грех было не придумать в их честь особый праздник. В течение всего года практически каждый уик-энд англичане и туристы могли совершенно бесплатно бродить по аллеям Хэмптон Корта, Лидса, Хивера и прочих "головоломок". Можно не сомневаться: недостатка в желающих покорить очередной лабиринт не было!

Удивительно, но независимо от эпохи и места основная схема претерпела лишь незначительные изменения. За последние 500 лет рисунок лабиринта эволюционировал от традиционной единственной линии к более усложненным формам. Начиная с XIX в. под влиянием развития математики основной узор стал еще более запутанным - в результате повсеместно появились хитроумные лабиринты-головоломки в парках, на площадках для игр и занятий спортом.  В XX столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах. Таким образом, лабиринт прошел с нами  - от бронзового века к веку компьютерному.

 

В подготовке статьи использованы материалы:

Евг. Савина. "Привет от Минотавра" - электронная газета http://www.komok.ru

 "Лабиринт Времени" (версия для печати) http://www.megatis.ru

Лабиринты. В чем их загадка. http://www.history-ugolok.ru

Лабиринт на Крите.  электронная энциклопедия http://www.100top.ru

.


 

 

Используются технологии uCoz