Тайны и загадки |
Лабиринт и три мираСергей де РокамбольЛабиринт, выстроенный в традиционной схеме – известный нам с незапамятных времен картографический опус человечества, фундаментальный модуль существующих ныне культур. Традиционная формула лабиринта возникла раньше, чем все современные нам исчисления времени и все современные представления о пространстве – первые изображения лабиринта обнаружены в верхнем палеолите (38.000 лет до н. э.). В классическом лабиринте три основных центра: центр формообразования лабиринта (центральный камень, "омфал" от которого обозначаются направления и формируется лабиринт); концептуальный центр лабиринта – место, куда надо дойти и откуда вернуться (обычно тоже обозначается камнем – часто он символизирует звезду или Солнце); и третий, динамический центр – центр, который появляется и акцентируется тогда, когда в лабиринт входит человек. Динамический центр лабиринта также обозначает и проявляет его вертикальные измерения, три базовых поля, в которых человек живет и действует: световое (электромагнитное) поле; языковое – коммуникативное, мифолингвистическое поле; поле земного тяготения (гравитационное поле). Раз построенный, лабиринт начинает активно присутствовать в трех базовых полях, которых существует человечество: в световом (электромагнитном) поле; в поле мифов и архетипов (в мифолингвистическом поле); в поле тяготения (гравитационном поле). Эти три поля (три мира) являются фундаментальными факторами, определяющими и формирующими оперативные пространства, в которых действует человек. Все объекты нынешней культуры являются результатом этих трех миров, которые называются по-разному, но чаще всего: небо (верхний мир); человек (средний мир); земля (нижний или подлунный мир). В качестве базовых уровней человеческого мозга возможно рассмотреть: неокортекс – собственно то, что делает человека человеком – области, где открываются двери в речь и музыку, в пространства творческой интуиции; лимбическая формация – животный мозг – конь, олень, бык, медведь, волк, рысь, тигр, пума и т.п. (ср. тотемные животные) – пространства эмоциональных модуляций творческой энергии; рептильный комплекс – дракон, змий, ящерица, игуана, орел, сокол, ястреб и т.п. – энергетическая база творчества. Мозг - это только часть, хотя и весьма существенная, полного человеческого присутствия – и базовые уровни мозга связаны, взаимодействуют и резонируют с разными сенсорными системами, с разными полями внимания, с разными видами памяти- с разными уровнями человеческого бытиеосуществления, где основные: электромагнитное поле (базовая локализация – сердце, горло и центр тяжести человеческой головы) – одно из проявлений которого – игра Солнечного ветра с магнитосферой Земли; лингвистическое поле или поле мифов и архетипов (по определению Карла Юнга, "архетип – орган души" – базовая локализация – область сердца и горла); гравитационное поле (базовая локализация – центр тяжести человеческого тела и сердце)* примечание. Лабиринт, выстроенный в традиционной схеме – динамическая мандала, со свойствами голограммы и фрактала – мандала, которая единовременно существует во многих временах и многих пространствах. Если рассматривать лабиринт как концептуальный фрактал, то он как нельзя лучше иллюстрирует нелинейную и гиперсимметричную природу времени; если же рассматривать лабиринт как модуль концептуальной голограммы, то он великолепно иллюстрирует многомерность и многоуровневость персонального пространства, просто и ясно обозначает его трансперсональность. Как знак надвременного мета-кода, как модуль-иероглиф изначального гипертекста, лабиринт соединяет в целое сообщение из древнейшей традиции с тенденциями в современном искусстве; возможность и стремление выйти за пределы бинарной языковой аксиоматики со всеми происходящими из этого для персоны последствиями. Таким образом, лабиринт является не только символом, но и катализирующим фактором, “катализатором ситуаций”, который дает возможность увидеть, осознать и соотнести много уровней человеческого внимания, много уровней человеческого присутствия, много уровней планетарной и космической игры. Лабиринт, построенный по классической формуле, может заменить внимательному человеку библиотеку из многих и многих томов. Двигаясь по лабиринту, человеческое существо имеет возможность размышлять о чем угодно всем персональным планетарным присутствием – включая в процесс размышления не только нашу планету, но и планеты Солнечной системы, Солнце, некоторые созвездия. Все лабиринты суть одно: вход в лабиринт – это вход во все существующие лабиринты, но каждый находит свой выход – авторство возобновляется и возобновляется – древнейшая надвременная формула актуализируется в формах современного искусства...
* примечание Близкую метафору можно обнаружить, внимательно рассмотрев образ Св. Георгия Победоносца и символический ряд этого образа. В каноническом изображении Св. Георгия Победоносца: дракон – драконий мозг (рептильный комплекс); причем важно, что дракон не убит, а побежден, подчинен; конь – животный мозг (лимбическая система) символ его – конь, важно, что конь белый и оседлан человеком, что демонстрирует и чистоту животного начала и его союз с человеческим в победе и взаимодействии с могучим драконом; человек со световым нимбом вокруг головы – неокортекс (на некоторых изображениях в двух аспектах – мужском – запад, правая рука, левое полушарие мозга, логическая, рациональная доминанта – Св. Георгий и женский – восток, левая рука, правое полушарие мозга, музыкальная, интуитивная, эмоциональная доминанта – Дева Екатерина). В мировой рыцарской традиции образ Св. Георгия Победоносца символизирует победу высших эмоций над низшими, победу любви и преданности над псевдодуховным, духовно – материалистическим. © Сергей де Рокамболь http://geopartiture.lynx.ruматериал с сайта |