Краткая
история Таро
В герметической
традиции считается, что древние евреи получили свои эзотерические знания
у египтян, поэтому двадцать две буквы и десять Сефирот Каббалы -- основа
системы Таро -- имеют, в сущности, египетское происхождение.
Согласно легенде, в Древнем Египте имелся храм, в котором проводились
мистерии оккультного посвящения. Каждая из последовательных ступеней инициации
проводилась в особой комнате. Всего их было 22. На стенах комнат имелись
символические картины, от которых впоследствии произошли Великие Арканы
Таро. Подробный рассказ об этих мистериях и о древних картинах Таро можно
найти в книге "Египетские мистерии", приписываемой Ямвлиху и
переведенной на русский язык издательством "София".
Некоторые исследователи оспаривают египетское происхождение Таро. Действительно,
кроме сочинения, приписываемого Ямвлиху, и преданий герметических орденов,
у нас нет доказательств существования "Книги Тота" (Великих
Арканов Таро) в Древнем Египте.
Древнееврейские каббалистические корни прослеживаются в Таро гораздо четче,
и скептически ориентированные адепты Таро предлагают считать отправной
точкой в истории этой системы 300 год нашей эры -- примерную дату создания
"Сефер Йецира", фундаментального труда по Каббале, в котором
детализируется астрологический символизм еврейского алфавита, легший в
основу Таро.
Документированная история Таро в сжатом виде может быть представлена так:
1367 год н. э. -- В каноне Берна появляется запрет на карточную игру.
Это самое раннее из дошедших до нас письменных упоминаний о Таро.
1392 год -- Жакмен Грингоннер создает три колоды Таро для развлечения
французского короля Карла VI. Фрагменты этих колод составляют старейший
из сохранившихся до
наших дней документ Таро.
1450 год -- В середине пятнадцатого века в Милане создаются колоды Таро
для семейств Висконти и Сфорца. Фрагменты этих колод образуют самую древнюю
из дошедших до нас полных колод Таро из 78 карт.
1540 год -- В Италии в книге Марколино "Гадание" ("Le Sorti")
появляется самый старый печатный трактат по Таро как системе прорицания.
1612 год -- В анонимном трактате "Слава и исповедь розенкрейцеров",
манифесте европейского тайного общества розенкрейцеров, появляется первое
упоминание об эзотерическом Таро. Оно получает название ROTA и описывается
как некое устройство или механизм для получения совета и информации о
прошлом, настоящем и будущем.
1781 год -- В энциклопедии Кура де Жебелена, озаглавленной "Первобытный
мир ("Le Monde Primitif"), Таро впервые связывается с Египтом.
Де Жебелен утверждал, что оригинальной колодой Таро, созданной в Древнем
Египте, была иероглифическая Книга Тота.
1785-1791 годы -- Французский оккультист Эттейлла пишет ряд книг, в которых
создает первый мантический словарь для карт Таро. (При создании своего
собственного словаря
Мазерс не пользовался определениями Эттейллы в качестве источника. Папюс
приводит их, вместе с гадательными методиками Эттейллы, в своей книге
"Предсказательное Таро" ("Le Tarot Divinatoire"),
которая была переведена на русский язык в 1912 году и выдержала несколько
репринтных изданий в конце 80-х -- начале 90-х гг.)
1856 год -- Элифас Леви в своей работе "Учение и ритуал высшей магии"
("Dogme et Rituel de la Haute Magie") впервые связывает Каббалу
и Таро. Это и есть та схема, которую разрабатывал С. Л. Макгрегор Мазерс
при создании колоды Таро "Золотой Зари". (Русский перевод книги
Леви можно найти в книге, изданной "REFL-book" в 1994 г. Он
публикуется как "довесок" к книге Дион Форчун, которая в этом
издании получила название "Тайное без вымыслов".)
1887 год -- После образования общества "Орден Золотой Зари"
Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте
"Книга Т" ("Book T").
1889 год -- Папюс публикует "Цыганское Таро" ("Le Tarot
des Bphemiens"). В этой книге он развивает принципы экзотерического
каббалистического Таро Элифаса Леви.
1909 год -- Алистер Кроули в приватном издании "Книги 777" ("Liber
777") подробно описывает порядок Таро, установленный Мазерсом. Эти
сведения также раскрываются в частно издаваемом Кроули в 1909 -- 1914
гг. оккультном альманахе "Равноденствие" ("Equinox").
(особенно в выпуске I:8).
В 1910 году в майском номере английского журнала "Occult Review"
некий анонимный автор, писавший в то время под инициалами V. N., публично
раскрывает правильные атрибуты Таро в системе "Золотой Зари",
приводя таблицы из "Книги 777" Кроули.
1910 год -- Артур Эдвард Уэйт публикует книгу "Иллюстрированный ключ
к Таро" ("The Pictorial Key to the Tarot"), в которой намекает
на существование тайного каббалистического Таро в системе "Золотой
Зари".
1916 год -- в Москве Владимир Шмаков публикует энциклопедический труд
"Священная книга Тота. Великие Арканы Таро" (репринт: "София",
1993), в котором увязывает французскую каббалистику Таро с индийской ведантой,
гностицизмом и другими религиозными и философскими учениями.
1920 год -- В цикле статей для журнала "AZOTH" Пол Фостер Кейс
приводит свои толкования Таро в свете традиции философской школы "Золотой
Зари". Около 1920 года Кейс утверждает, что нашел правильный порядок
Таро, разгадав завуалированные указания в сочинениях Элифаса Леви.
1937 год -- Израэль Регарди публикует тайные инструкции "Золотой
Зари" вместе с "Книгой Т" в своем четырехтомнике "Золотая
Заря" ("The Golden Dawn").
1944 год -- В "Книге Тота" ("Book of Thoth") Алистера
Кроули обстоятельно описывается новая веpсия Таро, реконструированная
по "Книге Т" Мазерса, но в свете телемической магии (Кроули
был основателем религии телемизма (от греч. thelema -- "воля"),
основные
догматы котоpой: "Каждый человек -- это звезда", "Твори
свою Волю -- да будет в этом весь закон" и "Любовь есть Закон
-- Любовь, подчиненная Воле").
1947 год -- В книге "Таро, ключ к мудрости веков" ("The
Tarot, A Key to the Wisdom of the Ages") Пол Фостер Кейс развивает
символизм "Золотой Зари" для Великих Арканов Таро.
Это издание представляет собой окончательную версию книги Кейса "Введение
в Таро" ("Introduction to the Tarot"), впервые опубликованной
в 1920 году.
С 1969 года до настоящего времени -- Возрождение интереса к Таро привело
к широкому распространению традиционных колод (версии Уэйта, Кроули и
Кейса) и к созданию совершенно новых (языческих, викканских, нью-эйджевских,
Ошо-Таpо и т. д.).
В 1969 году
появляется "Т: Новое Таро", разработанное на основе контактов
с духами с использованием алфавитной доски. После этого начали появляться
все новые и новые варианты Таро, большая часть которых уже не имеет практически
никакого отношения к каббалистическому, герметическому Таро "Золотой
Зари".
Источник Таро
Итак, хотя первая книга, посвященная метафизике Таро, была издана французом
Элифасом Леви в 1856 году, первоисточником английского эзотерического
варианта этой системы следует считать "Книгу Т". Согласно легенде,
это -- та самая пергаментная рукопись, которую обнаружили в руках основателя
братства Розенкрейцеров Христиана
Розенкрейца, когда открыли его могилу через сто двадцать лет после погребения.
Согласно более скептической версии, "Книга Т" была написана
Мазерсом, увенчав его собственные многолетние каббалистические исследования.
В настоящее время можно без особого труда познакомиться с содержанием
этого тайного документа "Золотой Зари", так как "Книга
Т" полностью опубликована в энциклопедическом труде Регарди "Золотая
Заря". В небольшом объеме этого документа Мазерсу удалось переработать
все свои интуитивные каббалистические догадки о Таро в рабочий мантический
лексикон, который и в наши дни остается по-прежнему актуальным.
Тремя самыми глубокими и авторитетными каббалистическими толкованиями
Таро после книги Мазерса считаются: "Иллюстрированный ключ к Таро"
(1910) Артура Эдварда Уэйта, "Книга Тота" (1944) Алистера Кроули
"Таро: Ключ к мудрости веков" (1947) Пола Фостера Кейса
Каждое из
этих толкований напрямую пpоисходит от "Книги Т" Мазерса, поскольку
все эти авторы какое-то время были членами ордена "Золотой Зари".
В каждой из книг содержится масса прорицательных значений для карт Таро,
но при критическом рассмотрении выявляется, что все эти значения непосредственно
восходят к мазерсовскому уникальному прорицательному словарю для Таро.
Французская и английская школы Таро
Основное
отличие между французской (Леви) и английской (Мазерс) оккультными школами
состоит в том, где они размещают карту Глупец среди Великих Арканов. Леви
считал Глупца картой без номера и располагал его между Символом XX (Cуд),
и Символом XXI (Мир). При этом первой картой колоды был Маг (или, как
он называется во
французской системе, Фокусник). Мазерс же считал Глупца первой картой,
которая открывает всю последовательность Великих Арканов. Ведь ноль есть
начало всех остальных чисел.
Какая же
система правильна? Этот вопрос может быть разрешен лишь в ходе практической
работы с обеими системами в течение длительного периода времени. Прорицатели,
работающие с Таро Уэйта, считают, что английская система интегрирует Каббалу
и Таро на более глубоком уровне, чем система Леви. Но они также признают,
что во французской экзотерической каббалистической системе присутствует
дополнительный набор значений, который порой способен по-новому осветить
карты или придать им новый смысл.
"Англичане" советуют не пренебрегать французской системой, но
использовать ее как вспомогательную для получения дополнительного символизма.
Айвасс, ангел, с которым общался Кроули, возможно, ответил на наш вопрос
в 1904 году, продиктовав следующий отрывок для "Книги Закона":
My prophet is a fool with his one, one, one; are not they the Ox, and
none by the Book?
Мой пророк есть глупец, и при нем единица, единица, единица; не суть ли
они Бык и ничто по Книге? (Liber AL, I:48)
Здесь Глупец приравнивается к:
Единице, единице, единице Быку Ничто (по Книге)
Эти соответствия раскрывают тайный порядок Мазерса, в котором символ Глупца
открывает колоду Таро и соответствует еврейской букве алеф. Каждое из
трех символических соответствий для Глупца связано с еврейским алфавитом
следующим образом.
111 -- это числовое значение названия буквы алеф, записанного по-еврейски
(ALP = 1 + 30 + 80 = 111). Бык -- иеpоглиф, соответствующий названию буквы
алеф. Ничто (по Книге) -- ноль, число Глупца в Таpо (символической книге
в картинках).
Как Мазерс раскрыл этот важнейший секрет Таро? Нашел ли он его в каком-нибудь
секретном манускрипте? Был ли он посвящен в какое-нибудь тайное сообщество
магов, хранившее этот секрет? Или он отыскал этот ключ самостоятельно,
силой собственного интеллекта?
Официальная версия происхождения магической системы "Золотой Зари"
строится на существовании некой таинственной рукописи. Оккультист-масон
Уинн Уэсткотт нашел в книжных развалах некий древний текст, состоявший
из множества статей. Этот текст вошел в историю как "зашифрованная
рукопись". В тексте содержались сведения о системе масонских ритуалов
на основе каббалистического Древа Жизни. Все данные были записаны в схематическом
виде, причем время от времени использовался неизвестный цифровой код.
Согласно другой версии этой истории, Уэсткотт нашел зашифрованную рукопись
среди книг и бумаг своего недавно умершего друга. Так или иначе, Уэсткотт,
не
сумев расшифровать эту тайнопись, обратился за помощью к собрату-франкмасону
Сэмюэлу Лидделу Мазерсу.
Мазерс, благодаря многолетним целеустремленным оккультным исследованиям
в Британском музее, тотчас же "расколол" шифр, использованный
в этой рукописи. Он узнал в нем цифровой код, которым пользовался оккультист
пятнадцатого века Тритемий в "Полиграфии". С этим цифровым кодом
работали алхимики, пытаясь скрыть свои тайны.
Когда рукопись расшифровали, оказалось, что в ней содержится вся информация,
необходимая для создания того, что мы сейчас называем магической системой
"Золотой Зари". В ней же сообщался немецкий адрес некоей Анны
Шпренгель, представительницы континентальной розенкрейцеровской ложи.
Уэсткотт заручился разрешением розенкрейцеpов открыть филиал в Англии,
и с помощью Мазерса и доктора У. Р. Вудмана в 1887 году основал первую
английскую ложу "Золотой Заpи".
Эта версия признается большинством адептов "Золотой Зари" и
отстаивается в сочинениях Израэля Регарди. Однако в 1972 году появилось
исследование, опровергавшее ее. В книге Эллика Хау "Маги Золотой
Зари" разоблачалось мистическое происхождение ордена и доказывалось,
что дошедшие до нашего времени документы, которые якобы ведут происхождение
от ранее существовавшей на континенте ложи розенкрейцеров, в действительности
сфабрикованы Уэсткоттом и Мазерсом.
Дэвид Аллен Халс, один из ведущих современных исследователей Таро, Каббалы
и нумерологии, изучил документы и положения Хау в свете других исторических
исследований на тему происхождения "Золотой Зари" (таких, как
сочинения Френсиса Кинга, Джорджа Харпера, Джеймса Уэбба и Этель Кохун).
Вот к каким выводам он пришел:
Документация "Золотой Зари" действительно сфабрикована Мазерсом
под руководством Уэсткотта Ими двигало побуждение создать для новой синтетической
системы западной магии "фактор шума" Сделав это, они смогли
бы убедить больше людей признать систему "Золотой Зари" как
правильную.
Поводом для выдумки этой мифической зашифрованной рукописи послужил роман
Булвер-Литтона "Занони", который начинается с описания загадочного
тайнописного манускрипта, написанного странным буквенным кодом; тщательный
перевод этого манускрипта якобы лег в основу текста "Занони".
Как бы то ни было, весь этот хитроумный план обернулся против его создателя,
потому что один из членов ложи, поэт У. Б. Йейтс, поставил под сомнение
подлинность первоисточников. В комитете, сформированном для расследования
истинного характера
этих документов, в конце концов произошел раскол, повлекший за собой,
среди прочего, изгнание Мазерса из магического ордена, который он же создал.
Однако ни Йитс, ни его комитет по расследованию так никогда и не смогли
раскрыть тайну происхождения магической системы "Золотой Зари".
Халс выдвинул свою версию происхождения документов "Золотой Зари".
Мазерс, независимо от Уэсткотта, на протяжении многих лет работал в книгохранилище
Британского музея, отбирая всю необходимую информацию для создания основ
магической системы "Золотой Зари". Благодаря знанию масонских
ритуалов, он придумал
новый свод ритуалов, в котором проигрывалась тема каждой Сефиры и каждого
Пути на Древе Жизни, а не традиционные масонские темы Храма царя Соломона.
Зная енохианскую систему Джона Ди, Мазерс создал свою переработанную версию
этой системы в свете еврейской Каббалы и Таро. Но наибольшая ценность
его системы в сравнении с любой другой состоит в том, что Мазерс построил
самую удобную для работы схему соответствий Таро, сумев восстановить тайный
порядок Великих Аpканов Таро (первых двадцати двух карт) на основе еврейского
каббалистического текста "Сефер Йецира". Именно эта модель основных
атрибутов Таро, а вовсе не енохианская, как предполагают многие авторы,
лежит в основе всех прочих символических систем "Золотой Зари".
В самом деле, чтобы енохианская система вписывалась в систему "Золотой
Зари", в ней должны выполняться соответствия между Таро и буквами
еврейского алфавита. Без Таро енохианская система не укладывается в основной
ряд магических соответствий.
Халс считает, что Мазерс открыл истинную каббалистическую модель для Таро,
причем сначала разработал соответствия для Таро, и только потом создал
все прочие системы, чтобы они согласовывались с этими основными соответствиями,
что и привело к уравниванию Глупца с еврейской буквой алеф и элементом
Воздуха (0 = 1). Это предположение, похоже, подтверждает сам Мазерс в
своем введении в символизм "Книги
Т", заявляя: При этом я не только расшифровал символизм, но и подверг
его проверке, изучению, сравнению и научному исследованию как средствами
ясновидения, так и прочими способами. В результате я убедился в абсолютной
правильности символизма "Книги Т" и точности, с которой он представляет
Оккультные Силы Вселенной.
При создании "Книги Т" Мазерс столкнулся с тремя основными тайнами,
касающимися истинного порядка Таро. Это были:
Тайна карты, возглавляющей колоду карт Таро,
Тайна порядка семи планет в группе Великих Аpканов,
Тайна расположения Льва и Весов в Великих Аpканах.
О том, как он разгадал эти тайны, подробно рассказывается ниже.
Следует заметить, что три следующие главные публикации впервые открыли
для мира основные соответствия Мазерса:
"Книга 777" Алистера Кроули (1909) -- таблица XIV этого текста
показывает секретные атрибуты Мазерса (без ссылки на источник) "Иллюстрированный
ключ к Таро" Артура Эдварда Уэйта (1910) -- Уэйт явно не раскрывает
соответствий Мазерса, но пользуется ими в своей книге как первоисточником
для всех символов и прорицательного словаря. Он прячет в символах все
ключи, необходимые для расшифровки тайного символизма. К примеру, на карте
Символа III, Императрицы, изображены правильные астрологические атрибуты
Венеры.
"Введение в учение Таро" Пола Кейса (1920) -- В этой первой
работе Кейс показывает эзотерический порядок Таро. Кейс утверждает, что
эти соответствия явились результатом его собственного независимого исследования,
проведенного около 1906 года. Однако, в примечании на странице 14 этого
текста сказано, что "планетарные атрибуты (для Великих Арканов) взяты
из "Книги 777", Лондон, 1909." Это означает, что до 1909
года, когда он прочитал "777", у него не было полной уверенности
в правильности эзотерической последовательности семи планет в Таро. Источником
же планетарных соответствий, которыми воспользовался сам Кроули, был Мазерс.
Каждый серьезный толкователь Таро, особенно А. Э. Уэйт, А. Э. Кроули и
П. Ф. Кейс, пользовался "Книгой Т" Мазерса, составляя определения
и иллюстрации к собственной системе Таро.
Если прорицательные характеристики, составленные Уэйтом, Кроули и Кейсом,
сопоставить с оригиналом Мазерса, то появляется возможность реконструировать
прорицательный канон, необходимый для того, чтобы дать четкое определение
каждой из семидесяти восьми карт.
Андрей Костенко
Из книги "Таро: теория и практика. Полное описание системы А. Э.
Уэйта"
|