Кают-компания |
|
Рената. Сколько раз я брался за перо, чтобы попробовать словами описать такой удивительный образ, полный загадочности, и какой-то очаровывающей недосказанности, образ главной героини Брюсова - Ренаты. И только на ум приходили первые строки, как вдруг ее лицо являлось мне, такое до глубины души близкое и родное, и в то же время совсем незнакомое, словно укрытое туманным покрывалом. И все, что я хотел выразить, в ту же минуту казалось мне таким мелким и незначительным, и я понял, что милую Ренату я никогда не смогу описать только словами. Когда Рената являлась ко мне, со мной происходило что-то непонятное. Какая-то необъяснимая тоска охватывала все мое существо, от волнения сердце билось так громко, что я боялся его ударами спугнуть свою таинственную гостью. А однажды, когда я в безумстве метался по темным, холодным и сырым коридорам своего пугающего тишиной замка, где не мог найти покоя от ее задумчивых и печальных глаз, я случайно попал в свою заброшенную мастерскую. ... Словно моею рукой водил какой-то незнакомец, я никогда не писал с таким вдохновением, как в тот час, и очень скоро с полотна картины на меня смотрела Она. В тот вечер Рената в последний раз посетила меня. Я не заметил, как она вошла, увлеченный своей работой, я не видел ничего вокруг. Но вдруг я почувствовал нежное прикосновение руки и легкое дыхание, от которого слегка запел огонек свечи. Я обернулся. Такой прекрасной я еще никогда не видел ее. Полупрозрачное светящееся одеяние, распущенные дивные волосы, украшенные жемчужной диадемой. Она протягивала ко мне свои руки, что-то тихо шептала, а глаза ее с такой мольбой смотрели на меня, что я не выдержал и кинулся ей навстречу. И тут Рената увидела свой портрет. Она долго смотрела на него, наклонив голову, словно вспоминая что-то далекое и родное, и я замети радость, потм слезы в ее глазах. Она нежно взглянула на меня (и я тогда почему-то сразу понял, что вижу ее в последний раз), ласково улыбнулась и исчезла, оставив на прощание в моих протянутых руках хрупкую фиалку. Больше она никогда не приходила ко мне. Никогда не видел я более моей милой Ренаты. Рупрехт, как же ты не уберег это сокровище, такого светлого, небесного ангела? Господи, почему ты не защитил ее? ... С той поры прошло много времени. Люди говорят, что время - лучший лекарь, и что годы стирают из памяти даже самые дорогие воспоминания. Но это не так. Я помню ту встречу так ярко, словно мы расстались только вчера. Как же я могу забыть тебя, Рената, если только благодаря этому воспоминанию я и живу на этом свете? И каждый вечер я прихожу в свою мастерскую, зажигаю свечи и долго гляжу на твой портрет, нежно прижимая к груди твою живую фиалку. И каждый вечер я жду тебя. ... Ты же так долго был рядом с нею, Рупрехт, как же ты не сумел понять ее? Понять ее душу, тонкую и чувствительную, так легко ранимую, очень сложную и противоречиву.? Я разглядел и понял ее, долго глядя на портрет Ренаты. Ее душа - вся в ее глазах! Таких задумчивых и печальных. И каждый вечер я сижу в своей мастерской и жду ее. Я верю, что она вернется, верю и люблю. С надеждой, сеньор Донио. 20 июля 1986 г. Кенигсберг.
|
Из дневника.
10 марта. Прыжок по вертикали вызывает взрыв. Каждый вертикальный поступок порождает уйму дурачества. Совершение необычных поступков. Калиф на час или царь на 10 секунд... Кто-то выпрыгивает на сцену, произносит фразу и прячется за кулисы... Немного искреннего тепла к людям, и завоевать их расположение легко. 24 марта. "Сказки о силе". "Самоуверенность воина не является самоуверенностью среднего человека. Средний человек ищет определенности в глазах того, кто на него смотрит, и называет это самоуверенностью. Воин ищет неуязвимости в своих собственных глазах и называет это смирением... Воин ни перед кем не опускает головы, но в тоже время он не позволит никому опускать голову перед ним". 11 апреля. Одесса. Надпись на Морском вокзале: "Не курить!" Это космический закон. Можно подчиняться ему, а можно нет. Но тогда приходит расплата. А можно вообще не курить. И тогда закон на тебя не распространяется. 13 апреля. Не мы делаем, а совершается действие. Когда читаешь - происходит процесс чтения, а не ты читаешь. Ты не помнишь, что читаешь ты. 14 апреля. Просто ты отождествлен с действием чтения и не помнишь себя. Надо разделять внимание. Это и есть самовоспитание. 29 мая. Ответ на эпиграф: все мы ищем выгоды. Когда сей поиск выгоды происходит бессознательно, мы называем это преданностью? 28 ноября. Телефон - это больше разговор с самим собой, чем с абонентом. Разговор с абонентом. Какое бездушное слово. Как автомат. Как трубка телефона. Холодная. 5 декабря. Балконная дверь в нашей квартире удивительно непоследовательна, вернее, противоречива. Летом она не пускает в квартиру прохладу из боязни писка комаров, зато зимой она по много раз в день раскрывается настежь, впуская гигаметры морозного воздуха в плохо отапливаемую и хорошо продуваемую сквозняками квартиру. Она выполняет роль дверцы холодильника, но ... хуже закрывается, больше размерами, дольше открыта и пр. Вот такая она противоречивая. 21 декабря. Кто это у меня в углу комнаты живет? За-под шкафом? Кто и днем и вечером скребется и шуршит там? Если мышка, то чем питается? Если сосед, то почему за шкафом? Если домовой, то почему не хулиганит? И пусть шуршит и шебуршится мышка-норушка за теплым шкафом в темном углу. Это будет моя внимательность. Пока не ест мои конфеты и не играет моими игрушками, не буду ставить мышеловку. А то последняя как щелкнет - и напугает меня и мышку-норушку-домовушку. 5 января. Нет! "В глубине души" я не желаю ни вечности, ни постоянства. Это время было прекрасно: иногда сладко, иногда больно... Требовать большего, требовать вечности, просто требовать - преступно. День прекрасен и час прекрасен, и минута, и секунда. Все мы "бабочки-однодневки" в нашем истинном естестве, внутри... Гордись! И не нужно исправлять ошибки в будущем. Не зарекайся. "Обычный человек раскаивается в своих грехах, избранные раскаиваются в своей невнимательности". И я справляю поминки по любви. Или по иллюзии любви. По... привидению любви, по... капризу иметь любовь, по... личности своего разума, по... умению (нет, по глупости уметь) управлять своими чувствами, по иллюзии умения делать это. 13 апреля. Я догадываюсь о том, что такое любовь. Я догадываюсь о том, что такое смерть. Я не знаю, что такое жизнь! 15 мая. У меня что-то не то (не как у всех) со скоростью жизни. Если я включаю скорость, то я не могу (мне скучно и медленно) делать обычные дела: слушать музыку, читать книгу, и единственное, что остается - это общение с кем-то или с самим собой. Видимо, Любовь должна иметь Центр Приложения в любимом человеке. Тогда легче (а скорее безответственно и щедро) можно любить остальных. Тогда их можно любить. А пока ты не проникнут любовью, тебе и дарить (остальным) нечего. Нечего! И настроиться трудно. Ибо нужна наполненность. Без нее ты пустое место. Нелепо. Смешно. Безрассудно. Безумно. Волшебно. Ни толку, Ни проку. Ни в лад. Невпопад. Совершенно. Аль-Джузи
|
Прошел еще один день. Вначале из-за облаков встало солнце и осветило мокрое лицо человека. Так начался этот день. День Вечного возвращения на планету Земля. Каждую ночь я покидаю Землю и уношусь в пространство сновидений. А утром возвращаюсь назад, просыпаясь в своем на одну ночь постаревшем теле, к обитателям Земли. Они, бедняжки, не ведают об иной жизни и о заклятии вечного возвращения. Всем кажется, что они идут из прошлого в будущее - это досадная ошибка - никто никуда не идет, все только повторяется вновь и вновь. Земля и небо каждый день пытаются научить человека чему-либо новому, они задают ему загадки. И поскольку жизнь его хрупка, то он вынужден ценой жизни их отгадывать, учась иному восприятию мира. Каждую ночь на небо приходит луна, и смотрят на нас жемчужные россыпи звезд. Звезды шепчут нам: учитесь, люди, учитесь каждый день, дерзайте вновь и вновь, поднимайте крылья навстречу летящему ветру знания. Каждое утро солнце протягивает спящему человеку лучи знания, преподавая ему тайную доктрину жизни, и каждый день спящий откладывает ее изучение на завтра. Так уходят дни из века в век, время пребывания человечества на Земле истекает, а оно так почти ничему не научилось. Уж так оно устроено, что впитывает в себя самые тяжелые коагулические элементы звездной россыпи агатов, потому что это легче, это не требует сверхусилия, достаточно приложить одну лошадиную силу и мотор заработает. Как жалко смотреть на легкокрылых Ангелов Света, пытающихся обронить золотое перо в души людей, и как жалко и обреченно смотреть на заблудшие души, падшие из звездных глубин вместе с блистающей планетой в глубины материи. Звездный Ангел Красоты опечаленно смотрит на своих собратьев, провалившихся на дно космического холода. Нет прошлого и будущего, есть только сплошная нить звездной доктрины - льющаяся с благодатного Олимпа. То, что не усваивается, превращается в изумрудные глыбы, опускающиеся в глубины темных подземелий, где сверкает черное агатовое солнце ада. Люди, не спите - меняйтесь каждый день, время уходит, знание, льющееся с небес, остывает, и родник небесный высохнет в пустыне человеческого сна. Каждый день нам представляется возможность подставить ладони золотому дождю, каждый день мы можем доставать жемчужины из глубин своих душ. Люди, не спите, дерзайте! Далекие звезды протягивают вам свои невидимые руки в надежде найти героя на остывающей голубой планете. Прошел еще один день, а вы не изменились, вы остались прежними, вы упустили еще один шанс. Господи, прости их за то, что они и на этот раз не приняли твоей руки, протянутой из глубины звездной вселенной. Фагот.
|
Листопад. Листьями засыпало, как снегом. Слезились глаза, и он не успевал рассмотреть их лиц. Невыносимо!!! В этих сокровищах уже потерялся его друг. Ушел и не вернулся. Этой осенью и он отдалился от дел. Облака срывали маски. За ними струилось небо. Пожары вспыхивали и бесследно пропадали в земле. Солнце пропитывало листья и падало, а потом уходило из них. В покое, тихом, как первая звезда, предстояла встреча с тем, чего он еще не знал. С некоторых пор он стал одеваться тщательней, чем обычно. Дольше стоял у зеркала, дольше мыл руки. Его неторопливость... Он этому не учился. Он не хотел резким движением или пыльным башмаком отпугнуть... Что или кого, он не знал. Догадывался? Верил? Все осталось позади. За незримой чертой. Все, что он помнил. Мишура и естественное. Мишура и шаги. Сон, праздник, упражнения. Он был молод? Этот ветер подхватывал плечи и надувал парус. Он чувствовал его, но не видел, в эти мгновения он был слишком легким. Слишком! До кашля. Он попытался поймать мысли за ниточки, но они исчезли. Осталось небо. Эта страсть появлялась и в голосе. Время тоже наматывалось, как красная ниточка на катушку. Он подержал ее в руке и поставил на стеклянную полочку в шкафу. Солнце. Он попробовал поиграть в любимую игру, но у него не получилось. Живое, теплое солнце! Листья падали, словно на землю струилась река. Как море разделить? Разнести, усмирить? Вчера он впервые упал. Упал и долго не смог встать. А потом пил воду из колодца. Часы остановились. Она называла его по имени, несмотря на разницу в возрасте. Она видела, что он молод. Эти годы! Смешной возраст. Она видела, как он споткнулся, и рванулась к нему, но не успела. Дорога. Зеленая трава... Эти тонны воздуха. Почему это любовь? Чистое. Он не знал, но понимал сейчас об этом больше, чем когда-либо, и уходил, не прощаясь. В домах давили виноград и выжимки укладывали в овраги и трещины огня. Он увидел кору тополей. По очереди, без исключения и памяти. Он сидел на белом стуле под зонтиком опустевшего кафе. Холодный воздух перемешивался с его дыханием. Танцевали голуби. Это не умирает. Легкий и светящийся, он утюжил рубашку, чтобы дойти до красного холма. О, листья! Так не станцевать. Осторожно! Его подхватили и передавали руки. Виноградные гроздья обрамляли зажженный воздух. Виноградники. Я не знаю, что будет дальше! Он сказал это клену и уткнулся в кору лицом. Золотинки. Золотинки на платьях. В крови, в страсти, в холоде. Пальцы не удерживали телефонную трубку. Потом все перемешалось. Времена года, музыка, молчание. Что такое пространство? - спросила женщина. Это мягкость полей приготовилась выдержать небо. Лист упал прямо в руки... Кто-то бежал вслед. Бежал и задыхался. Он оглянулся, а мальчик был уже впереди. В дымовых завесах праздничных дней. Идти было легко. Идти и слышать шаги. Виноградная лоза переплелась с веткой шелковицы... Он не выдержал, заговорил громко! Шелест листьев. Скорей, скорей!!! Он закрыл двери дома, а она принесла ему хлеб. Он не слышал ее шагов? А может, не узнал? Кто такие деревья? Наталья Гондзюк
|