Наша школа |
"Я" и содержания сознания. Самоотождествление. Каждое утро, когда мы пробуждаемся и восстаем из мрака сна к осознанию окружающей на действительности, текущего времени и своего присутствия в этом мире, мы за несколько мгновений проходим путь, на который ушли миллионы лет: путь пробуждения из глубин бессознательного. Эта история началась, когда на планете возникли первые формы жизни и достигла своей высшей точки с появлением самосознания и индивидуальности. Именно сознание себя позволяет нам испытывать одиночество и любовь, чувствовать себя ответственными перед другими людьми, осознавать, что есть прошлое и будущее, жизнь и смерть, принимать ценности, строить планы, сознавать свое развитие и даже влиять на ход последнего. Психосинтез рассматривает "я" как самую элементарную, далее не разложимую часть нашего существа - иными словами - ядро нашего существа. Природа этого ядра полностью отличается от природы остальных элементов (телесных ощущений, мыслей, чувств и т.д.), составляющих нашу личность. Благодаря этому, оно может выступать в качестве объединяющего центра, который руководит своим окружением и организует в одно органичное целое. В этом плане "я" отделяет нас не только от других людей, но и от вечно изменяющихся содержаний нашего собственного сознания. Как "я" мы можем выйти из собственных содержаний нашего сознания, разотождествиться с ними и наблюдать за ними как за чем-то внешним по отношению к себе. Содержания сознания становятся просто одним из психологических объектов с присущими ему четко очерченными границами. "Я" можно определить также как единственную нашу часть, которая никогда не меняется. Будучи однажды обнаружена и вполне испытана, эта неизменная часть становится вездесущей точкой опоры для всей остальной личности, внутренней твердыней, на которую мы всегда можем положиться, чтобы вернуть себе чувство равновесия и устойчивости. Впоследствии мы обнаруживаем, что "я" остается неизменным в экстазе и отчаянии, в покое и суете, в боли и наслаждении. Говоря языком поэзии Рабиндраната Тагора: "Все то же солнце встает в новых землях в кольце бесконечной зари". Ясное дело, что если мы обратимся к своему психофизиологическому организму, нам покажется на первый взгляд, что никакой точки опоры здесь нет, что все находится в постоянном движении. Наше тело иногда устает, а иногда полно энергии, оно бывает здоровым и больным, молодым и старым, сонливым и бодрым, голодным и сытым. Наши чувства столь же изменчивы и еще более непостоянны, чем мысли. И все же если мы достаточно пристально вглядимся в себя, то обнаружим один постоянный элемент. Телесные ощущения меняются, чувства угасают, мысли текут, но кто-то продолжает следить за этими течениями. Этот кто-то и есть "я". Можно сказать, что "я" - это сознание в его химически чистом, неразведенном виде. Это состояние психологической наготы, в котором мы сбросили с себя психологические одежды - мысли, чувства, представления, телесные ощущения. Это чистое сознание непроизвольно принимает формы того с чем соприкасается. Если я радуюсь, сознание мое становится радостью, если у меня болит зуб, оно становится болью и т. д. Этот процесс, называемый отждествлением, протекает в каждом из нас. Обладая определенным навыком, мы можем отделить свое сознание от оформляющих его состояний (разотождествление) и получить опыт сознания, лишенного какого бы то ни было содержания (самоотождествление). Отождествление можно приравнять к помрачению сознания, сновидению или иллюзии. Мы отождествляем себя со своими чувствами, желаниями, мнениями, ролями, телом. Проблема состоит в том, что если я, например, отождествился с какой-то идеей, в истинность которой верю и которая вдруг оказалась неправильной, то я чувствую неправым самого себя. Если я отождествлюсь со своим желанием и желание это останется неудовлетворенным, я чувствую себя неудовлетворенным. Поскольку все содержания сознания меняются и в какой-то момент неизбежно исчезают, отождествление с любым из них неизбежно ведет к своего рода смерти. С другой стороны, отождествление с самим собой, с "я" дает ощущение постоянства своего бытия. "Я" человека - место его максимальной свободы. Таким образом, когда мы находимся в центре, мы можем вводить в поле осознания как сверхсознательные, так и подсознательные энергии - мы можем вводить не только различные содержания в это поле, но и выводить их из него, выражая вовне в виде деятельности. Тем самым центр осознания "я" становится организующим принципом нашей психики, выражающимся через волю вовне. По мере того, как мы учимся осознавать свое центральное положение и удерживаться в нем, становится очевидным, что лишь заняв центральное положение, мы можем преобразовывать энергии бессознательного в приемлемую для нас форму и тем самым актуально осуществлять в нашей жизни возможности, заключенные в подсознании и надсознании. Осуществляя работу по вхождению в круг осознания и утверждению себя в его центре, мы сможем, в конце концов, втянуть в этот круг всю карту - это уже работает расширенное сознание. Пустые круги - содержания нашего сознания - чувства, ощущения, мысли, идеи, желания и т.д. Точка на диаграмме - это "я", которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому.
Можно переживать себя как чистое сознание "я есмь" без какого-либо содержания. Из точки "я" наблюдает все содержания сознания, не отождествляясь с каким-либо из них.
Здесь "я" не является ни пассивным зрителем, ни актером. Я - режиссер-постановщик представления, отвечающий за его качество, своевременность и чуткое руководство.
Если "я" есть в личном опыте, можно легко и полностью отождествиться с любым состоянием сознания, но в любой момент сознательно разотождествиться. Сознавая себя как "я", человек постоянно имеет свободу выбора. До тех пор, пока мы отождествляем себя с теми или иными чувствами, ощущениями, желаниями, мыслями, наше ощущение собственного бытия ( я есмь) привязано к ним, и поэтому они могут захлестывать нас, управлять нами, ограничивать наше мировосприятие и отсекать от нас все другие ощущения, чувства, желания и мнения. С другой стороны, когда мы отождествляем себя с собой, с "я", нам гораздо легче наблюдать любые содержания нашего сознания, а также управлять ими, направлять их и оставлять их, идти дальше, поскольку мы с ними разотождествились. Разотождествление происходит путем наблюдения. Вместо того, чтобы растворяться в ощущении, чувстве, желании или мысли, мы наблюдаем за ними со стороны, без какой-либо оценки, без намерения изменить их, без какого-бы то ни было взаимодействия с ними. Мы смотрим на них как на нечто внешнее, как будто рассматриваем некий пейзаж. Первым результатом такого наблюдения является освобождение от наблюдаемого. Если мне страшно, я наблюдаю свой страх, я ясно вижу его очертания, я вижу, что страх - это не я, что он представляет собой нечто внешнее, я вижу, что я сам свободен от этого страха. "Я" - это та наша часть, которая способна наблюдать любое содержание психики, не будучи вовлеченной в его атмосферу. Наличие такой части позволяет личности обрести и сохранять равновесие, которое в противном случае было бы невозможным. Эту ситуацию можно проиллюстрировать восточной притчей о десяти глупцах. Десять глупцов переплыли реку; добравшись до другого берега, они захотели убедиться, что все живы и здоровы. Один из них начал считать, но забыл о себе и сосчитал только девять остальны. "Нас только девять! - заявил он. - Один из нас, должно быть, утонул". "Ты уверен, что посчитал правильно?", - спросил другой глупец и принялся пересчитывать, но о себе тоже забыл. Тут и другие глупцы этим занялись, но сколько ни считали, результат был тот же - девять. Уверившись, что один из них утонул, они стали оплакивать его гибель, но не могли сообразить, чью именно. Проходивший мимо человек поинтересовался, что случилось, и глупцы ему объяснили. Поскольку перед ним стояли все десятеро, прохожий догадался в чем дело, и стал считать их, прикасаясь к каждому по очередии требуя, чтобы тот назвал свой порядковый номер. "Один" - сказал первый, "два" - произнес второй, и так добрались до последнего, который сказал "десять". Пораженные глупцы поблагодарили прохожего и порадовались благополучному исходу дела. Эта история показывает, как легко стать жертвой иллюзии, не располагая единой точкой зрения на происходящее. Чтобы иметь возможность составить ясное и верное представление о ситуации, нужно быть независимым от игры вовлеченных в нее сил. В случае человеческой личности такие условия достигаются путем самоотождествления. Самоотождествление можно сравнить с панорамной смотровой площадкой, поскольку с наблюдательного пункта "я" мы можем обозревать общую картину вечно изменчивого содержания своей личности. Не забывайте, что НАД НАМИ ВЛАСТВУЕТ ВСЕ ТО, С ЧЕМ МЫ СЕБЯ ОТОЖДЕСТВИЛИ. МЫ МОЖЕМ ВЛАСТВОВАТЬ НАД ТЕМ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ ТО, С ЧЕМ МЫ СЕБЯ РАЗОТОЖДЕСТВИЛИ. В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения. |
|