Пэмандр
- пастырь человеческий
Однажды
размышлял я о существах; мысль моя реяла в высотах, и все телесные
чувства застыли словно в тяжелом сне, последствии насыщения, излишеств
или утомления. Мне почудилось, будто огромное существо без определённых
очертаний по имени звало меня и говорило мне: "Что хочешь ты
услышать или увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать?" Я
сказал ему: Кто же ты? Он отвечал: "Я Пэмандр - верховный разум.
Я знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду." И я сказал: "хочу
быть сведущим в тварях, постигнуть их естество и познать Бога".
- "Прими в свой ум всё, что ты хочешь знать, я научу тебя",
сказал он. При этих словах он изменил свой облик, и тотчас всё открылось
мне в одно мгновение, и увидел я зрелище необъяснимое: всё претворилось
в нежный и приятный свет, чарующий взоры. Вслед затем опустился, колыхаясь,
страшный ужасающий мрак. Мне привиделось, будто мрак превращается
в какое-то неведомое естество, влажное и трепетное, издающее, дымясь,
словно огонь, какой-то зловещий шум. И раздался оттуда вопль, как
будто голос огня. Святое слово снизошло из света в природу, и чистый
огонь взметнулся из влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен,
и в тоже время деятелен. И воздух, по лёгкости своей, последовал за
огнём; от земли и воды он поднялся к огню и там как-будто повис. Земля
и вода пребывали в смешении, и нельзя было различить землю с водою,
и поколеблены были они дыханием верховного Слова.
И сказал мне Пэмандр: "Что означает это видение?" - "Я
научусь этому" - отвечал я. "Этот свет, - сказал он, - Я,
разум, твой Бог, предтеча влажной природы, выходящей из мрака. Лучезарное
Слово, исходящее от разума, сын божий". "И что же?"
- молвил я. - "Узнай: то, что видит и слышит в тебе, есть Слово
Господне; Разум же - Бог Отец. - Они неотделимы один от другого, ибо
единство - их жизнь". - "Благодарю тебя", - отвечал
я. - "Постигни же свет и познай его."
Говоря так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал от взора его;
и по знаку его, увидел я в уме моём свет и его неисчислимые могущества,
порождение бесконечного мира и приведение в равновесие огня, содержимого
в рьяной силе. Это постиг я из слов Пэмандра.
И так как я был в обомлении, он прибавил: "Ты созерцаешь в уме
своём первичный образ, предтечу безграничного начала". Так сказал
мне Пэмандр. - "Откуда, - возразил я, - явились стихии природы?"
Он сказал мне: "По воле Бог Он же взяв Разум (Слово) и видя в
нём строй и красоту, построил мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими
из него же, и зачатками душ. Разум, Бог мужской и женский. Он же есть
жизнь и свет, порождает словами другой творческий разум, Бога огня
и дыхания, который образовал в свой черёд правителей, в их круги заключил
чувственный мир и стал им править посредством того, что называется
судьбой.
Слово или разум божий устремилось вскоре от низших стихий и примкнуло
к творческой мысли, ибо они одного естества. И низшие, неразумные
стихии оставлены были в состоянии простой материи. Творческая мысль,
соединённая с разумом, охватив круги и придав им быстрое вращение,
возвратила создания свои к себе и установила круговорот от начала
к концу, как между двумя недоступными гранями, ибо там, где всё кончается,
всё начинается вечно. И повелел Разум, да произведёт круговращение
низших стихий бессловесных животных, лишённых рассудка, воздух понёс
летучих, вода же плавающих. Земля и вода отделены были одна от другой,
ибо так повелел Разум; и земля извела из недр своих содержащихся там
животных, четвероногих, пресмыкающихся, зверей диких и домашних. Но
Разум, Отец всех, он же есть жизнь и свет, породил челове-ка, подобного
себе самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Красотою воспроизводил
он образ Отца, и Бог возлюбил воистину свой собственный образ и вручил
ему всех тварей. Но человек, размыслив над делом творения, захотел
творить в свою очередь и разлучился с отцом, вступая в область творчества.
Полновластный, он задумал дело сотворения братьев своих, и те полюбили
его, и каждый из них уподоблял его своему положению. Тогда, зная своё
естество и участвуя в их природе, захотел преступить он грани кругов
и превзойти могущество, что зиждется на огне.
И этот властитель мира и смертных существ, лишённых рассудка, через
гармонию и мощную преграду кругов, явил низшей природе прекрасный
образ Бога. Пред этой дивной красотою, в которой все силы семи правлений
сочетались с подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела
она красоту человека в воде и тень его на земле. И он, заметив в воде
отражение своего собственного облика, возгорелся любовью к нему и
захотел обладать им. Усилие последовало за желанием и зачата была
форма, лишённая рассудка. Природа охватила возлюбленного своего и
окутала его всего, и соединились они обоюдной любовью. И вот почему,
один из всех существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный
телом, в своём естестве же бессмертный; превосходя гармонию мира,
он раб своих оков; мужеский и женский, как его Отец, и превышая сон,
он под властью сна."
Чарует меня эта речь, - молвил тогда мой ум. А Пэмандр сказал: "Вот
тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь с человеком, произвела
удивительнейшее из чудес. Он состоял, как я сказал тебе, из воздуха
и огня, подобно семи начальникам гармонии; природа не остановилась
и произвела семь человек, мужчин и женщин, высшего строя, сообразно
семи правителям." "О Пэмандр, - воскликнул я, - продолжай,
любознание моё усугубляется." - "Умолкни же, - молвил Пэмандр,
ибо не кончил я мою речь." - "Молчу", - отвечал я.
"Порождение этих семерых человек, как сказал я, произошло таким
образом: земля явила женское естество, вода - произрождающее начало,
огонь доставил жар, воздух - дыхание и природа произвела тела человеческого
вида. Человек получил от жизни и света душу и разум; душа явилась
к нему от жизни, от света же разум. И все части чувственного мира
пребывали так до полного развития начал и родов. Теперь выслушай остальное,
желаемое тобою услышать. И тогда период закончился, всемирная связь
расторгнута была волею Бога; ибо все животные, вначале двуполые, одновременно
с человеком разделились и образовались самцы с одной стороны и самки
с другой. Тотчас же Бог изрёк своё святое слово: возрастайте в произращении
и умножайтесь в приумножении, и всё моё деяние и творенья мои; и да
знает обладающий разумом, что он бессмертен, и что причина смерти
есть любовь к плоти и да познает он все существа.
И при этих словах Провидение соединило четы, по законам необходимым
и гармоническим, и установило произрождения. И все существа размножились
по родам, а тот, кто познал самого себя, пришёл к совершенному благу;
но тот, кто в заблуждении любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим
во мраке, из-за чувств подвластный условиями смерти." - "Какова
же, - воскликнул я, - великая ошибка невежд, что из-за неё они лишаются
бессмертия?" - "Кажется, - ответил он, - не понял ты того,
что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?" - "Я размышляю,
- сказал я, - и вспоминаю, и благодарю тебя." - "Если ты
обдумал, скажи мне, почему пребывающие в смерти достойны смерти?"
- "Потому что наше тело происходит от той угрюмой мглы, откуда
вышла влажная природа; поэтому и тело, построенное в чувственном мире,
кладезь смерти." - "Ты понял, - сказал он, - почему тот,
кто размышлял над собою, идёт к Богу, как сказано божественным словом?"
Я возразил ему: "Потому что из жизни и света состоит Отец всех
вещей, от него же родился человек." - "Благие слова, - сказал
он, - Бог и Отец, от которого родился человек, - свет и жизнь. Если
же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и состоишь из них
- пойдёшь ты в жизнь." Таковы были слова Пэмандра. - Скажи мне
ещё, о Разум, как я могу войти в жизнь", - сказал я. И ответил
мой Бог: "Человек, обладающий разумом, да познает себя самого
в бессмертии сущего." - "Итак, не все люди обладают разумом."
- "Благие слова, - сказал он, - подумай, о чём говоришь. Я, разум,
присутствую у святых, у добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых.
Моё могущество в помощь им и тотчас познают они все вещи и призывают
Отца с любовью, и к нему обращают молитвы, благословения и хвалы,
ему подобающие, и прежде даже, нежели покинуть тело своё смерти, ненавидят
чувства, деяния которых им ведомы; или, вернее, я, разум, не допускаю
свершиться деяниям плоти. Словно привратник закрываю я вход деяниям
дурным и постыдным, отвращая желанья. Но что касается безрассудных,
порочных и злых, завистливых и корыстных убийц нечестивых, я далёк
от них и предаю их демону-мстителю, он же изливает в чувство их проницающий
огонь, толкает их всё больше ко злу, чтобы усугубить их кару и беспрерывно
растравляет их страсти ненасытными желаниями, пытает их невидимый
враг и живёт в них неугасимое пламя."
"Ты научил меня всему, чего я желал, о Разум; но просвети меня
ещё в том, как совершается восхождение." На это Пэмандр сказал:
"Сначала тление материального тела предаст его составные части
превращениям; видимый облик становится зримым; (личный) нрав, теряя
свою силу, предаётся демону, чувства возвращаются сообразно к своим
источникам и расплываются в силах (мира). Страсти и желания возвращаются
в неразумную природу; остальное возносится через гармонию, покидая
в первой стадии свойства роста или ущерба, во второй - сноровку зла
и уже бессильную хитрость; в третьей - иллюзию, отныне не властную
над желаниями, в четвёртой - тщеславие власти, отныне неудовлетворимое;
в пятой - нечестивую надменность и безрассудное дерзновение; в шестой
- привязанность к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой - коварную
ложь. И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира), он является
в восьмую стадию, сохраняя лишь свою личную сущность и поёт с существами
гимны в честь Отца. Пребывающие там ликуют с ним, а он, уподобленный
им, внемлет мелодичному голосу сил, которые превосходят восьмую природу
и воспевают хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают
к силам, и, ставши сами силами, рождаются в Боге. Таково конечное
благо для обладающих знамением - стать Богом. Чего же ты теперь ожидаешь?
Ты научился всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог
через тебя человеческий род."
Сказавши так, Пэмандр присоединился к силам. А я, благословляя Отца
всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул укреплённый им, постигнув
природу вселенной и великое видение. И начал я проповедовать людям
красоту религии и Знания. О народы, земнородные люди, погружённые
в опьянение, дрёму и Неведение Бога, стряхните ваши чувственные оковы,
очнитесь от вашего оцепенения.
Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил: "Почему,
о земнородные люди, предаётесь вы смерти, когда дозволено вам достигнуть
бессмертия? Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в
не-ведении, бегите мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив
от тлена."
И одни, насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие, припадая к
ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув, стал руководителем
человеческого рода, наставлял их моими речами на путь спасения. Я
засевал в них слова мудрости, и питаемы они были водою амброзии (бессмертия);
когда же настал вечер, и померкли последние проблески солнца, я призвал
их к молитве. И совершив евхаристию (дела благочестия), каждый вернулся
к себе на ложе. А я начертал в себе повесть благостыни Пэмандра и,
обладая предметом желаний моих, почил исполненный радости. Дремота
тела произвела прояснение души, мои сомкнутые очи лицезрели истину,
плодотворное молчание принесло в своём лоне всевышнее благо, наречённые
слова были семенами благ. Вот благодать, высказанная мною от разума
моего, т. е. от Пэмандра, верховного ума; так через божест-венное
вдохновение овладел я истиной. Вот почему всей душою моею и всеми
силами благословляю я божественного Отца:
Свят Бог, Отец всего сущего,
Свят Бог, чья воля совершается его могуществом.
Свят Бог, восхотевший быть познанным теми, что принадлежат ему.
Свят ты, создавший бытиё словом твоим;
Свят ты, чей образ являет природа.
Свят ты, не сотворённый природою.
Свят ты, который сильнее всякой силы.
Свят ты, который превыше всякого величия.
Свят ты , который превыше всякой хвалы.
Прими чистую, словесную жертву души и сердца, устремленных к тебе,
о Неназываемый, Неизреченный, призываемый в молчании.
Услышь мое желание не уклониться от знания, доступрно моему существу,
укрепи меня и исполни этой благодати, чтобы я просветил пребывающих
в невежестве людей,
моих братьев, твоих сыновей.
Верую в тебя и свидетельствую: я иду к жизни и свету.
Будь благословлен Отец.
Твой сын хочет быть святым с тобою,
поскольку ты дал ему полную власть.
|