Статьи |
|
Эволюция сознания и познание реальности. Человек, находясь на иерархической лестнице космоса на пересечении двух миров – ноуменального (мира Духа) и феноменального (мира форм), является тем третьим звеном, которое
связывает и объединяет в себе эти два мира. Высшее «Я» - духовное «Я» человека (монада), принадлежа идеальному миру, нисходит в феноменальный мир, облекаясь телом – инструментом духа для получения живого опыта. Эволюция тела, последовательно проходя три царства природы, завершается в человеке, и в нем происходит объединение духовного с материальным. Природа человека антиномична – одна одновременно ноуменальна и феноменальна, поэтому жизнь человека протекает одновременно и по законам феноменальной среды, и по законам ноуменального мира. Эти два полюса бинера «Дух – материя» сопряжены в эволюционирующей личности через сознание, и для человека существовать действительно – это осознавать себя как индивидуальность и как часть общего целого, единства. Эволюционирующее сознание проходит три ступени. Первая ступень – простое сознание, которым обладает высшая половина представителей животного царства. С помощью этой способности собака или лошадь также сознают окружающее их. Как и человек, они сознают свое тело и отдельные его члены и знают, что и то и другое, составляют часть их самих. Кроме этой формы сознания, человек наделен еще и самосознанием – той способностью, на которой строится вся его субъективная и объективная жизнь. Благодаря этой способности к самосознанию, человек не только сознает окружающий мир, свое тело, но и сознает себя как отдельное существо, отличное от всего во Вселенной. С помощью самосознания человек способен рассматривать собственные душевные состояния как объект своего сознания. Животное погружено в свое сознание и не способно, даже в воображении, выйти из него, чтобы его понять. Человек, благодаря самосознанию, может разотождествляться с содержаниями сознания, так сказать, отступить в сторону и подумать: «Я знаю, что мысль верна». На самосознании человека построено все то, что есть вокруг и внутри нас человеческого. Язык есть объективное выражение самосознания. Язык и самосознание, как две половины одного и того же – это обязательное условие человеческой общественной жизни, обычаев, производства, искусства и культуры. Сознание человека Земли, объединяющее в себе разум, чувства, волю, спроецировано из духовного центра монады на физический план и опирается на законы и феномены физического мира. Воплощенный в физическом теле человек познает себя и окружающий мир на основе данных своего опыта, и весь ход своего мышления строит на основах физического мира, мысля в мире форм, звуков, времени и расстояний. И хотя человек может чувствовать вибрации всех планов, но он не может воспринять их в чистом виде – без схем, аналогий и привычных шаблонов. Все воспринятое человек переносит в плоскость сознания физического мира, усваивая только то, с чем уже сталкивался в своем личном опыте. По сути дела, получается, что обычное сознание человека – это периферическое сознание. Поскольку сознание человека есть совокупность восприятий, чувствований и переживаний (единство разума, чувств и воли), то различие чувствований и познаний приводит к различию в сознаниях индивидов. Различие в сознании соответствует и различию миров (планов бытия). Физическое сознание опирается на законы и явления физического мира. Сознание индивидов других планов базируется на законах и явлениях этих миров. Человек проецирует восприятие других миров в личное, физическое сознание через призму своего личного опыта. И жизнь духа выражается в том, что плоскость сознания колеблется в вертикальном направлении. По мере эволюции человека амплитуда (размах) колебаний увеличивается, при этом изменяется степень сознательности, или четкость проецирования сознания духа в физическое сознание в каждый конкретный момент. Индивидуальное сознание разных планов отличается от физического не только количественным развитием чувств и способностей индивида, которые сами изменяются в своем качественном аспекте. Переход сознания в новое состояние (из одного плана в другой) – не только и не столько простое перемещение, смена объектов мышления, это радикальное изменение в самой сути сознания. В первую очередь изменяется глубина сознания - способность осознавать не только внешнюю форму воспринимаемого объекта, а видеть в объекте восприятия целый мир. По отношению к совершенному сознанию, человеческое сознание – лишь проекция информационного объема на определенную относительную плоскость, а следовательно, наложение искажений и ограничений в фиксируемом информационном объеме – удаление от Истины. Углубляя и утоньшая чувствование, развивая разум, проявляя активную волю, тип сознания физического человека приближается по качеству к сознанию обитателей высших миров. Углубление сознания неизбежно приводит к расширению сознания – к увеличению степени сознательности, т.е. к большей четкости проецирования сознания духа на физический план (так проявляет себя так называемый Закон Пирамиды). Познание мира человеком осуществляется через чувствование и разум. Процесс познания начинается в восприятии, ощущении, затем через чувствование, разум, интуицию человек приходит к относительному осознанию реальности. Когда разум включается в процесс познания мира, человек начинает отрабатывать свою технику мышления. Сначала у других людей заимствуются их системы мышления и мировоззренческие концепции. Потом человек начинает фиксировать свои ощущения, восприятия, чувствования и мысли (свой опыт) в виде системы условных, относительных вообще, но абсолютных для данного этапа развития индивида, аксиом, схем, принципов, систем взаимоотношений – идет формирование собственных шаблонов восприятия, выражающих на данном этапе знания человека о мире. Процесс познания, как и все процессы, является цикличным. Первый этап цикла – стадия расширения – накопление информации в экстенсивном, количественном выражении. Второй этап цикла – стадия сжатия – переработка, синтез и построение нового шаблона. Таким образом происходит формирование определенной системы восприятия и осознания реальности. После того, как подобная система построена, человек переоценивает известные явления и объекты собственной реальности, сравнивая с собственным шаблоном, определяя отличия, зависимости и корреляции. Но рано или поздно наступает момент, когда новое явление не укладывается в рамки существующей схемы мира. Сначала, в силу консервативности и инерционности мышления, не решаясь переступить к переоценке шаблонов из страха неопределенности, человек просто откладывает несоизмеримые явления, и фактически, не завершая цикл, топчется на месте, пока масса несоизмеримых фактов не станет критической. Тогда и наступает момент перестроения шаблона. Этот момент и есть точка перехода из одного цикла в другой, точка черного сжатия. В этой точке цикла происходит переплавка полученной информации – качественный скачок, генерация новых идей. Здесь вновь начинается творческий процесс поиска
Истины, деятельность по созданию новой системы ценностей, взглядов, взаимосвязей и взаимозависимостей. Когда рушится старая схема, активизируются связи с высшим «Я», с информационными зонами, доступными «Я». В момент выхода за рамки сложившихся стереотипов
идет перенос точки координатора на более высокие планы восприятия, включается интуиция как инструмент сверхсознания – целостное охватывание условий, связей и явлений, знание, возникающее без осознания
путей и условий его получения. При выходе поля сознания за рамки стереотипов, человек выходит на уровень сверхсознания через точку ноль-перехода цикла, через высшую концентрацию духовных сил, не поддающуюся личной воле. Очевидно, что все шаблоны – совершенно условные этапы мышления, пригодные только для самого их создателя, существующие только в нем, и то лишь в данный момент и при данных обстоятельствах. Человек постигает мир попеременным чередованием двух параллельных процессов:
Но в рамках шаблона Истинная реальность заведомо искажена, будучи лишь грубым приближением, своим бледным подобием. И если человек действительно хочет
познать трансцендентное, необходимо менять сам фундамент мышления. Шаблоны – примитивные системы описания действительности, заменяющие действительность на ее модель. Рассматривая шаблон как систему, необходимо определиться с самим понятием системы. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную относительную целостность и единство. Любая система обладает следующими свойствами:
Исходя из свойств системы, можно сформулировать принцип неполноты системы в виде теоремы.
Теорема неполноты системы: Никакая система не может быть исчерпывающе описана теми средствами, которыми располагает данная система, и, находясь внутри системы, используя только ее возможности, невозможно провести качественные изменения внутри системы. Отсюда вытекают следствия:
Таким образом реальность становится познаваемой, если мышление человека становится способным выходить за рамки условных систем описания, заменяющих саму реальность в сознании человека. Для познания Истины необходимо, чтобы сознание было эластичным, опирающимся на собственный дух, осуществляющий пульсацию или колебания поля сознания до более высоких частотных энергоинформационных уровней – более тонких планов восприятия и сознания. Гибкость мышления – это умение выходить на точки трансформперехода цикла – точки черного сжатия, точки отказа от устоявшихся стереотипов и шаблонов, и умение построения метасистем – более совершенных шаблонов. Нужно всегда помнить, что не только восприятия явлений внешнего и внутреннего мира, но и разум со всеми его принципами, и даже основы человеческой логики должны представляться условными, а не абсолютными, и нужными человеку лишь постольку, поскольку помогают процессу познания. Как только они перестают способствовать постижению истины, нужно без сожалений отбрасывать неадекватные реальности шаблоны и вырабатывать более совершенные метасистемы. В этом и заключается гибкость мышления. Если таковая гибкость отсутствует, налицо консерватизм = догматизму – тормоз прогресса в процессе познания реальности. Во время нормальной, обыденной деятельности, сопровождаемой чувствованием и мышлением, человек пользуется тем, что дается ему физическим восприятием, и на основе физических чувств начинает изучать вне его лежащий мир, заведомо ограничивая его рамками физического восприятия, используя стандартные шаблоны, не проникая разумом вглубь процессов. Таким образом человек, воспринимая инертный материал среды своим ограниченным сознанием, оказывается не в состоянии спроецировать через свое сознание в этот физический мир нечто новое, исходящее из трансцендентного, оживить пассивную среду изнутри своего восприятия. Такой человек называет себя реалистом. Он видит все, что можно увидеть на поверхности явлений, но не способен проникнуть за пределы видимого, в их сущность. Он видит детали, но не целое, деревья, но не лес. Иначе и не может быть, если человек не выходит за рамки стереотипов собственного мышления. Находясь внутри системы, нельзя познать ее изнутри. Подобный реализм – всего лишь стремление понять и объяснить окружающую действительность с помощью простейших грубых форм восприятия физического существа, исключив вторую неотъемлемую часть человеческой сущности – трансцендентную составляющую – его индивидуальность. Этот метод ценен тем, что он заставляет умолкнуть сомнения в достоверности, т.к. полученный опыт повторяем, и можно передать другому субъекту всю систему логических построений. Такое изучение мира полезно до поры до времени, т.е. в начальном периоде цикла мышления – на этапе расширения, накопления информации. Но если остановиться на этом, то эволюционный цикл сознания никогда не завершается. Не наступает второй период цикла, когда человек переходит от наблюдения фактов к новым гипотезам, делая попытки объединить факты в систему. На этом этапе проявляется синтез – индивидуальная способность обобщения. Так начинается мышление другого рода. Человек перестает ограничиваться изучением отдельных элементов системы и стремится к тому, чтобы при каждом новом восприятии предвидеть те взаимоотношения, которые может иметь новое явление с системой знаний исходя из целого – из метасистемы. Это уже предполагает выход за рамки принятых шаблонов. И это – первая ступень восприятия высшего порядка. Уходя вглубь своего «Я», человек из единичных фактов учится познавать общие законы, в нем просыпается дар предвидения, включается интуиция и строится новое, синтетичное мышление. Если способности человека ограничены недостаточной активностью духа, то рано или поздно он наталкивается на непреодолимые препятствия. Способность синтеза для него исчерпываются, и вновь воспринятое начинает противоречить известному, элемент случайности вновь доминирует, и система знаний превращается в хаос – эклектическое множество. Человек мыслит синтетично только тогда, когда он отрывается от условностей, и чем выше синтез, восходящий к сверхсознанию, тем больше необходимо отбросить все условности. Отрешение от условностей в процессе познания, приятие действительности и способность жить реальной жизнью, а не иллюзиями, требует контроля и управления. Это великое искусство и показатель совершенства сознания и бытия индивида. Только выходя за пределы стереотипов, связанных с личностным опытом, человек приближается к обретению сущностного опыта. Отрешившись от подходов к познанию мира по своим меркам, человек как бы сливается, отождествляется с процессом познания, все остальное, личное, для него исчезает – это максимум восприятия – состояние экстаза. Во время такого восприятия обособленная личность исчезает, исчезают ограничения и искажения, и человек становится проводником духовных энергий сущности – высшего «Я». Это и есть момент сверхсознания – космического сознания – сознания своего высшего «Я», своего бытия как части Великого Целого. Сознание вырывается за пределы личного «я», человек погружается в недра духа, прикасаясь сознанием к Истине, расширяя свое восприятие до восприятия истины в целостности. Познавший Высшее не избегает отношений с мироом, но и не стремится к нему, он принимает то что происходит, как должное. Он исполнен покоя, находясь в активном действии. Лао – Цзы писал: «Мудрый служит внутреннему, а не внешнему, он отбрасывает объективное и держится за субъективное». Это так, потому что все восприятия высших сторон человеческого духа строго индивидуальны, как по своей внутренней сущности, так и по внешней форме. Космическое сознание или сверхсознание – третья форма эволюционирующего сознания. Главной чертой космического сознания является сознания Универсума, т.е.
жизни и порядка всего мироздания. Это есть ясное осознание порядка, ценности и значения каждого явления, объекта, процесса как в отдельности, так и во всей полноте его причинных
гармонических связей с окружающим миром. Принимая мир как существующую реальность, человек становится проводником энергий духа. Разумом человек углубляется в суть явлений, через чувствование он восходит к
интуиции, благодаря которой он выходит за пределы своего физического сознания, воспринимая то, к чему разум мог бы подойти только через ряд промежуточных звеньев или опыта. Сознание высшего «Я» - это та грань, где разум сливается с чувствованием, происходит их синтез, рождающий абсолютное начало познания – созерцание, когда человек
все чувствует, все видит, все переживает, со всем находясь в единстве. Мир исчезает в этом созерцании, абсолютная вечность и бесконечность присутствует в человеке. Вместе с сознанием Космоса к человеку
приходит интеллектуальное просветление или озарение, которое способно перенести человека в новую сферу Бытия – превратить его в существо нового вида, возводимое нынешним сознанием в ранг Богов. Озарение
сопровождается чувством возвышенности, радости и обострением морального чувства вместе с усилением интеллектуальной мощи. Вместе с тем, к человеку приходит и то, что можно назвать чувством бессмертия –
осознание вечности жизни: не убеждение, что он будет обладать ею в будущем, но сознание, что он уже обладает ею. Выйти на уровень сверхсознания человек может только через высшее «Я», обитающее в гиперфизических пространствах, и отделенное от физического мира шаблонами, замыкающими сознание в физические рамки. Только через высшее «Я» возможно действительно увидеть истину неискаженной, совершив прорыв в информационные зоны Абсолюта. Человек, поднявшийся до осознания своего высшего «Я», знает все. Но чтобы подняться до этого осознания, нужно прежде всего осознать себя как личность, как эволюционирующее сознание, и только так можно приблизиться к самосознанию индивидуальности. Этот шаг в эволюции сознания совершается уже теперь, и люди, как вид, постепенно приближаются к тому состоянию самосознания, от которого совершается переход к космическому сознанию. Только обретая опору в себе самом, пользуясь абсолютным критерием Духа, можно научиться соединять познание феноменов и познание синтетическое, восходящее к ноуменальному миру в своем сознании. Это возможно при одновременном активном включении разума, чувства и воли. С. Власенко. |
сальса . выгодно вложить деньги в недвижимость . пенопласт псбс 50