Суфийские тексты |
|
ИСКУССТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В стремлении
усовершенствовать свою
индивидуальность необходимо учесть две
главные вещи: чувство красоты и
безусловную искренность. Роза и шипы --
плоды одного и того же растения и
появляются от одного и того же корня;
святой и грешник -- оба исходят от одного
источника, Бога-Творца. Если говорить
честно, существует много людей, которые
полируют свои манеры и речь, рассчитывая
на психологический эффект, но эта
полировка не обязательно определяет
красоту, а психологический эффект не
всегда подразумевает наличие
искренности. Однако искренность без
красоты может быть также безобразна, как
и неискренность. Другими словами,
требуется баланс Такт, который исходит из самой глубины чувствующего сердца, является признаком величия в духе, гуманность которого проявляется многочисленными способами. Тактичность лежит в самой природе духовной личности, которая находит больше недостатков в себе, нежели даже в бестактной персоне. Такту нельзя обучиться, и всемирный квалификационный отбор не сделает человека истинно тактичным. Можно имитировать тактичную личность, но внешний лоск не есть признак истинного джентльмена, рано или поздно фальшивый такт не выдержит проверки. Тактичного человека видно по мудрости, интеллигентности, утонченности и склонности к поэзии. Многие отзываются о тактичной личности "лицемер", но не те ли это, кто привык к грубой правде, брошенной как большой камень, ранящий сердце? Нет добродетели в правде, в которой нет красоты. Что может улучшить набожная личность, если, воображая себя хорошей, она вызывает несчастья у других отсутствием такта? Что значит благочестие или даже духовность, если они не создают счастья? Духовность есть раскрытие врожденного благородства. Это есть божественное наследие каждой души. Цель самых первых усилий на духовном пути -- осознать это Божественное Наследие, которое выявляет себя в пробуждении к Внутреннему Зову. Благородство духа, которое
называется суфиями "Образом Бога", НАСТРОЙКА СЕРДЦА Настройку сердца следует
рассматривать, как овладение сущностью Центральное учение всех
религий и философий одно и то же, оно
состоит в уважении чувств других, и если
кто-либо и коснулся сущности истинной
религии, то это тот, кто понял тайну всех
мистерий -- глубину чувствующего сердца.
Но, к несчастью, при всем его интеллекте,
религиозности и морали, если и
существует создание самое
несправедливое и не считающееся с
другими -- то это человек. Какое значение имеет молитва, медитация, концентрация? Что достигается этим, если мы не настроим свое сердце? Пока сердце не настроено, каким бы формам религии, морали и духовности мы не последовали, все это будет напрасным. Существуют миллионы людей, которые молятся каждый день, но если они не знают, на какой объект молитвы настроено сердце, их молитвы в действительности не имеют того значения, которое бы они могли бы произвести. ТРЕНИРОВКА ЭГО Пока человек судит других, он
не способен судить о себе, потому что В работе над своим эго нет
необходимости воздерживаться от
удовлетворения желаний, важно, чтобы ты
управлял ими, а не они тобой. В
дальнейшем человек должен научиться
различать, что естественно и что
неестественно, что действительно
необходимо и что не так важно, что
приносит счастье и что приносит печаль,
что правильно и что ложно -- рассматривая,
в каждом случае, со своей собственной
точки зрения. Нет сомнения, что в этом
трудно разобраться, но зато становится
очевидным, что необходимо сражаться
именно с собственным эго; что человек
защищает сам себя от рабства,
создаваемого несоразмерными желаниями. Работа над своим эго не
означает необходимость жить печальной
жизнью отрекшегося человека. Она
подразумевает приобретение большей
мудрости, понимание наших истинных
желаний и их источника, в состоянии ли мы
достичь эти желания, и каковы будут
последствия этих достижений. Эго делает
человека не только самоосознающим, но
одновременно с этим трусливым и
неспособным оказать помощь себе и
другим. Личность, обладающая
самосознанием, становится робкой, ибо
она осознает свои ограничения и свое
заключение в их рамки. Существует мнение, что нужно
беспокоиться о том, что думают о тебе Истинное уважение -- это
состояние, которое исходит напрямую от
искренне чувствующего сердца, в то время,
как неуважительная личность может
притворно склонить свою голову перед
другим и все же ударить его по лицу,
хлестанув словом. Уважать следует не
только тех, кто выше нас, но в
особенности тех, кто думает, что мы выше
его. В процессе
самоусовершенствования скромность есть
дух художника, МУДРОСТЬ Бриллиант с многими
оптическими гранями, играющими
разноцветными лучами света, также
иллюстрирует великий идеал мудрости.
Существует много определений мудрости,
возможно столько же, сколько ее
искателей. Но из всех этих определений
три наиболее характерны и отвечают
требованию духовной свободы: мудрость в
аспекте религиозной деятельности,
мудрость в аспекте человеческих
взаимоотношений и мудрость в аспекте
духовной реализации. Мудрость в религиозной
деятельности подразумевает наличие
терпимости по отношению ко всем
религиозным интерпретациям и
неприменение естественной склонности
рекомендовать свою собственную веру как
единственно истинную. Она подразумевает
уклонение от попыток доказательства,
что ты находишься на Обращаясь теперь к аспекту
мудрости в контексте взаимоотношений с Что мы реально можем сделать
для других? На этот вопрос мы отвечаем
ежедневно по мере того, как становимся
сознательно всем тем, что мы делаем и
говорим, нашими мыслями и чувствами, в
которых постоянно выявляется огромная
энергия внушения. Следовательно,
необходимо быть ответственными во всех
взаимоотношениях с людьми, мудро
используя эту великую энергию лишь для
полезных и благородных целей. Но когда
мы находимся под властью эго, когда
энергия внушения используется для
неблаговидных целей или даже во вред
другим, человек неизбежно становится
жертвой своих собственных самолюбивых
мотивов. Очевидно, что человек может
помочь другим лишь тогда, когда он
способен решить свои собственные
проблемы. Парадоксальным, однако,
является то, что чем больше проблем
способен решить человек, тем труднее они
становятся; но в то же самое время, решая
собственные проблемы, человек начинает
все более и более помогать другим, и его
пример может вдохновить других на
решение их проблем. С другой стороны
вызывает удивление то, что мировые
проблемы часто решаются с помощью
эгоистических побуждений, хотя то же
самое эго является единственной
реальной проблемой, которую мы должны
решить. Даже самые мощные паровозы бесполезны без рельсов, по которым они могли бы двигаться, так же как и рельсы ничего не стоят без паровозов. Рельсы символизируют ту мудрость, при помощи которой эго может контролироваться в своем движении вперед. Паровоз символизирует тот двигатель -- эго, который со временем должен безопасно и плодотворно двигаться по рельсам мудрости. Подобно энергии паровой машины энергия эго изменяется день ото дня и даже от момента к моменту в соответствие с окружающей обстановкой и влияниями, обеспечивая успех или неудачу в наших братских взаимоотношениях.
Инайят
Хан. |